Папки-передвижки

Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Татьяна Костикина
Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад

Коломенский г. о., д. Сельнниково

Литературное чтение. 2 класс

Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ». (2-ой урок)»

Приготовила: Костикина Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов

2017-2018 учебный год

Цель урока : Развитие умений работать над художественным текстом.

Задачи:

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „Е, И, Чарушин „Страшный рассказ“» размещена в разделах

1. Формировать умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора.

2. Развивать навыки выразительного беглого чтения; умение активно воспринимать учебный материал.

3. Формировать коммуникативные навыки работы в группе; воспитывать любовь к природе, и бережное отношение к животным.

4. Создать условия для формирования УУД:

1) личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка. (СЛАЙД 2)

- Прочитайте скороговорку:

«У ёжика и ёлки иголки колки»

- Что общего у ежа и ёлки?

- Слово «иголки» однозначное или многозначное?

- Прочитаем скороговорку. Быстрее….

- Читают только девочки. Только мальчики. Первый ряд. Второй ряд. Отдельно 1 ученик.

– Как вы думаете, для чего мы выполняли эти упражнения?

III. Проверка домашнего задания.

- С произведениями, какого раздела мы недавно начали работать? (О братьях наших меньших)

- А кто же такие братья наши меньшие?

- Какое произведение изучали на прошлом уроке? («Страшный рассказ»)

- Автор произведения? (Евгений Иванович Чарушин)

(СЛАЙД 3)

- Что запомнили о жизни Чарушина?

- Он сам иллюстрировал книги свои и книги других писателей и поэтов.

(СЛАЙД 4-5)

- Сегодня мы продолжим работать над произведением Е. И. Чарушина «Страшный рассказ».

- Ребята. Почему писатель свой рассказ назвал именно так? (Мальчики очень испугались)

- Кто испугал ребят?

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

- Сейчас проверю, как хорошо вы умеете ориентироваться в рассказе.

IV. Физминутка.

Пойдём мы мягко, как лисята.

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

V. Работа по теме урока.

1. Работа над содержанием текста.

- Прочитайте 1-ое предложение рассказа.

- Почему мальчики остались одни? Прочитайте.

- Где происходило действие? Прочитайте.

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?

- Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)

- Что такое смелость? (Смелость – это способность перебороть страх.)

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Мы можем ребят осуждать за их страх?

- Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Прочитаем. Как поступили с ежом мальчики?

- Почему его уже потом никто не боялся?

2. Работа над планом к тексту. Пробный пересказ.

- У каждого из вас на парте лежат карточки. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

1. Мальчики остались.

2. За дверью кто-то ___ ногами по полу.

3. Но тут пришли.

4. Смотрят – да это.

5. Он и потом ___ по ночам, но никто его не боялся.

У нас получился ___ рассказа.

- Вчера мы составляли план с помощью подчеркнутых слов из текста. Какие пункты плана добавились?

- Попробуем пересказать текст по плану.

3. Сравнение текстов.

- Кто из вас видел ежа?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что вы здесь видите?

- Эту иллюстрацию сделал сам автор, так как с детства очень любил рисовать. Значит, он не только писатель, но и кто?

- Что вы знаете о ежах?

- Прочитайте описание ежа из энциклопедии. (СЛАЙД 6)

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, ночью выходит кормиться. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Основную пищу ежа в природе составляют насекомые, главным образом жуки. Он охотно поедает также червей, улиток, мышей, ящериц, лягушек, змей. Еж довольно добродушное животное. Зверёк не нападает на человека.

- Подчеркните предложения, которые показывают, что ежа не надо бояться.

- Какой мы текст прочитали?

- Рассказ Е. Чарушина можно назвать научным?

- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

- Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Чем полезны ежи?

- Почему он появился ночью у ребят на даче?

5. Работа с пословицами. (СЛАЙД 7)

- Прочитайте. Составьте три пословицы, соединяя начало из первого столбика с концом из второго столбика.

У страха тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, глаза велики.

Трус своей а кто узнал и навстречу ему идёт

- Подчеркните пословицу, которая больше других подходит к нашему рассказу.

VI. Рефлексия. (СЛАЙД 8)

- Я буду читать предложения. Кто считает, что в нём говорится про него, тот поднимает руку.

• работал на уроке активно;

• давал полные и правильные ответы на вопросы;

• не допускал ошибок при чтении;

• помогал товарищу;

• был внимателен и сосредоточен;

• использовал для ответа знания, полученные на других уроках.

VII. Итог.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо беречь и любить природу?

- Чарушин на этот вопрос ответил так: (СЛАЙД 9) «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».

- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?

VIII. Домашнее задание: к. с. 136-138 (пересказ).

Список литературы :

1. Е. С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

2. А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

3. С. М. Бондаренко, Г. Г. Граник, Л. А. Концева «Как учить работать с книгой», М. ,1995

4. С. А. Дыбленко, О. В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

5. О. В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по пересказу «Страшный рассказ»Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по пересказу «Страшный рассказ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развитие действия построения наглядной модели сказки. 2. Развитие речи. МАТЕРИАЛ: Текст рассказа «Страшный.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот» Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: презентация.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 17:50
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Костикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД