Милана Шамхалова
Урок ингушского языка «Дошо гуйре» («Золотая осень»)
▼ Скачать + Заказать документы
Урок ингушского языка
«Дошо гуйре» («Золотая осень»)
Тип урока: формирование знаний, умений и опыта ценностных отношений.
Форма и вид урока: интегрированный урок.
Задачи: познакомить со словами гуйре, дошо, 1а, б1аьсти, г1анаш, дог1аш, сомаш; учить правильному произношению новых слов; способствовать развитию словарного запаса, речи, памяти, фонетического слуха.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и актуализация знаний учащихся.
- Ди дика хилда шун, хьамсара дешархой! Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня проведем урок ингушского языка. Но сначала познакомимся.
Публикация «Урок ингушского языка „Дошо гуйре“ („Золотая осень“)» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Са ц1и Лиза Жабраиловна я.
2. Каждому участнику на стол кладешь карточку, на которой написано «Са ц1и …. я»
1.- А как зовут тебя? (Миштай хьа ц1и)
- Са ц1и. я.
- (Миштай хьа ц1и)
- (Са ц1и? я)
3. Малаг1ча городе ях хьо? В каком городе ты жив шь?
«Со ях….(название населенного пункта)
4. Малаг1ча республике ях хьо? В какой Республике ты живешь?
- Со ях. (называешь республику и поднимаешь листок с изображением флага своей республики). На столе небольшие флаги республик СНГ (из интернета)
5. Малаг1а ба хьа наьна мотт? / Какой твой родной язык?
- Са наьна мотт -. ба. (чеченский язык /
- Са наьна мотт -. ба (осетинский язык)
- Са наьна мотт –. ба (кабардинский).
Вот и познакомились! Спасибо за информацию, особенно приятно, что вы нас познакомили с собой на чистом ингушском языке.
6. Друзья, для того, чтобы в дальнейшем легче произносить ингушские звуки, начнем свой урок с небольшой речевой разминки. А для этого проговорим вслед за мной ингушскую скороговорку - СИХАОАЛАРГ: Послушайте сначала, как она звучит на ингушском языке. (Быстро произносишь сама)
Цхьа, цхьа, цхьайтталге,
Цхьаккха воаца шийтталге,
Ши ет бетта кIудалге,
ГIалий кера вагIарге,
Топа хьаьса увзарге.
(3 раза, с каждым разом ускоряясь) .
7. Посмотрите, друзья, в окошко. За окошком осень, стало прохладно, пожелтели листья, дни стали короче, листья шуршат под ногами, птицы улетают в теплые края.
Осень! Ребята, а знаете, как слово ОСЕНЬ звучит на ингушском языке? Гуйре — ОСЕНЬ. Дошо гуйре — золотая осень.
-Давайте все хором, а потом каждый в отдельности громко произнесем это слово и словосочетание.
8. Теперь самое время уделить внимание лексике, разучиванию ингушских слов, связанных с темой «Осень». А для этого обратим внимание на постер, (Дошо гуре, рисунок какой – нибудь, листья желтые и наклеить большим шрифтом написанные ниже слова, где мы видим слова и выражения по нашей теме. (Повторяем каждое слово вслед за мной по слогам: гуй - ре, до - шо, хьа-т1а-кхаь-чар, г1а - наш, 1а-жа-г1а, 1о-лег,
Гуйре – осень
Дошо –золотая
Дошо гуйре – золотая осень
Хьат1акхаьчар - наступила
Г1анаш – листья
1ажаг1а – желтые
1олег – падают
Лаьтта – на землю
Дог1аш – дожди
Каст – каста – часто
Делх – идут.
9. А теперь главное задание – из ингушских слов составить небольшой рассказ на тему «Осень» - 3 предложения.
Работа с залом.
Къамаьл
(Дошо гуйре хьат1акхаьчар. 1ажаг1а г1анаш лаьтта 1олег. Каст – каста дог1аш делх). Для облегчения работы составьте сначала текст на русском языке, а затем меняйте русские слова на ингушские : Наступила золотая осень. Желтые листья падают на землю. Часто идут дожди).
10. Вижу, что вы устали от такой трудной работы. Проведем с вами физкультминутку (счет в пределах десяти). Повторяем вслед за мной.
(на экране)
Ца1
Шиъ
Кхоъ
Диъ
Пхиъ
Ялх
Ворх1
Барх1
Ийс
Итт.
11. А теперь сделаем Фонетический разбор слова
Гуйре - гуй-ре – 2 слога (ши оаз)
[Г ]- согл., зв., тв. мукъаза, зовне, ч1оаг1а
[у ]- гл., ударный мукъа, й1аьха
[й ]- согл., зв., мяг. мукъаза, зовне, к1аьда
[р ]-согл. зв. ,сонорный, мяг. мукъаза, зовне, сонорни, к1аьда
[е ]-гл. безуд. мукъа, лоаца
6 б., 6 зв. 6 алап, 6 оаз.
- Что мы с вами заметили, ребята?
- Мы заметили, что и в ингушском, и в русском языке у звуков та же характеристика.
12. Раз вы так легко и быстро осваиваете материал, работаете активно, найдите среди этих трех пар пару, в которой количество букв и звуков совпадает.
Яла, сад; везар, даете; кагье, комья;
- Объясните, почему вы выбрали третью пару?
- ь- знак звука не обозначает, зато Е,Я после -ь- знака дают два звука.
- Почему вы не выбрали первую пару?
- В слове Яла – я в начале слова обозначает два звука.
- А почему вы не выбрали вторую пару?
- В слове даете – Е- после гласного дает два звука.
- Итак, какой вывод мы с вами можем сделать?
- В ингушском языке также как и в русском языке – Ь,Ъ знаки звуков не обозначают. Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков обозначают два звука.
- Таким образом, мы с вами рассмотрели несколько одинаковых явлений в русском и ингушском языках. Таких совпадений в наших языках очень много, но есть и принципиально различные явления – это несовпадение количества падежей, склонений существительных, спряжений глаголов, количество времен глаголов. Об этом мы поговорим с вами в следующий раз.
13. -И чтобы вы смогли написать дома хорошее сочинение на тему «Дошо гуйре» и использовать его в качестве эпиграфа, выучим небольшое стихотворение ингушского поэта Хамзата Осмиева «Гуйре». (Читаешь сама). А теперь повторяйте за мной.
. Денош лоацдеш, бийсаш й аьхъеш,
Гуйра, хьо тхона йоаг аш я.
К айча асаро бос шоай хувцаш,
Гаьнаш т ара г а легаш да.
14. Рефлексия.
- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об осени)
- А как мы скажем на ингушском языке? (Гуйре)
- Что вы узнали для себя нового на нашем уроке? (Что ингушские звуки имеют такую же характеристику, что и русские)
- Еще что вы узнали? (Двойную роль букв е, ё, ю, я)
- Какой этап урока вам понравился больше?
-Что для вас было самым трудным?