Папки-передвижки

Урок ингушского языка «Дошо гуйре» («Золотая осень»)

Милана Шамхалова
Урок ингушского языка «Дошо гуйре» («Золотая осень»)
▼ Скачать + Заказать документы

Урок ингушского языка

«Дошо гуйре» («Золотая осень»)

Тип урока: формирование знаний, умений и опыта ценностных отношений.

Форма и вид урока: интегрированный урок.

Задачи: познакомить со словами гуйре, дошо, 1а, б1аьсти, г1анаш, дог1аш, сомаш; учить правильному произношению новых слов; способствовать развитию словарного запаса, речи, памяти, фонетического слуха.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и актуализация знаний учащихся.

- Ди дика хилда шун, хьамсара дешархой! Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня проведем урок ингушского языка. Но сначала познакомимся.

Публикация «Урок ингушского языка „Дошо гуйре“ („Золотая осень“)» размещена в разделах

Са ц1и Лиза Жабраиловна я.

2. Каждому участнику на стол кладешь карточку, на которой написано «Са ц1и …. я»

1.- А как зовут тебя? (Миштай хьа ц1и)

- Са ц1и. я.

- (Миштай хьа ц1и)

- (Са ц1и? я)

3. Малаг1ча городе ях хьо? В каком городе ты жив шь?

«Со ях….(название населенного пункта)

4. Малаг1ча республике ях хьо? В какой Республике ты живешь?

- Со ях. (называешь республику и поднимаешь листок с изображением флага своей республики). На столе небольшие флаги республик СНГ (из интернета)

5. Малаг1а ба хьа наьна мотт? / Какой твой родной язык?

- Са наьна мотт -. ба. (чеченский язык /

- Са наьна мотт -. ба (осетинский язык)

- Са наьна мотт –. ба (кабардинский).

Вот и познакомились! Спасибо за информацию, особенно приятно, что вы нас познакомили с собой на чистом ингушском языке.

6. Друзья, для того, чтобы в дальнейшем легче произносить ингушские звуки, начнем свой урок с небольшой речевой разминки. А для этого проговорим вслед за мной ингушскую скороговорку - СИХАОАЛАРГ: Послушайте сначала, как она звучит на ингушском языке. (Быстро произносишь сама)

Цхьа, цхьа, цхьайтталге,

Цхьаккха воаца шийтталге,

Ши ет бетта кIудалге,

ГIалий кера вагIарге,

Топа хьаьса увзарге.

(3 раза, с каждым разом ускоряясь) .

7. Посмотрите, друзья, в окошко. За окошком осень, стало прохладно, пожелтели листья, дни стали короче, листья шуршат под ногами, птицы улетают в теплые края.

Осень! Ребята, а знаете, как слово ОСЕНЬ звучит на ингушском языке? Гуйре — ОСЕНЬ. Дошо гуйре — золотая осень.

-Давайте все хором, а потом каждый в отдельности громко произнесем это слово и словосочетание.

8. Теперь самое время уделить внимание лексике, разучиванию ингушских слов, связанных с темой «Осень». А для этого обратим внимание на постер, (Дошо гуре, рисунок какой – нибудь, листья желтые и наклеить большим шрифтом написанные ниже слова, где мы видим слова и выражения по нашей теме. (Повторяем каждое слово вслед за мной по слогам: гуй - ре, до - шо, хьа-т1а-кхаь-чар, г1а - наш, 1а-жа-г1а, 1о-лег,

Гуйре – осень

Дошо –золотая

Дошо гуйре – золотая осень

Хьат1акхаьчар - наступила

Г1анаш – листья

1ажаг1а – желтые

1олег – падают

Лаьтта – на землю

Дог1аш – дожди

Каст – каста – часто

Делх – идут.

9. А теперь главное задание – из ингушских слов составить небольшой рассказ на тему «Осень» - 3 предложения.

Работа с залом.

Къамаьл

(Дошо гуйре хьат1акхаьчар. 1ажаг1а г1анаш лаьтта 1олег. Каст – каста дог1аш делх). Для облегчения работы составьте сначала текст на русском языке, а затем меняйте русские слова на ингушские : Наступила золотая осень. Желтые листья падают на землю. Часто идут дожди).

10. Вижу, что вы устали от такой трудной работы. Проведем с вами физкультминутку (счет в пределах десяти). Повторяем вслед за мной.

(на экране)

Ца1

Шиъ

Кхоъ

Диъ

Пхиъ

Ялх

Ворх1

Барх1

Ийс

Итт.

11. А теперь сделаем Фонетический разбор слова

Гуйре - гуй-ре – 2 слога (ши оаз)

[Г ]- согл., зв., тв. мукъаза, зовне, ч1оаг1а

[у ]- гл., ударный мукъа, й1аьха

[й ]- согл., зв., мяг. мукъаза, зовне, к1аьда

[р ]-согл. зв. ,сонорный, мяг. мукъаза, зовне, сонорни, к1аьда

[е ]-гл. безуд. мукъа, лоаца

6 б., 6 зв. 6 алап, 6 оаз.

- Что мы с вами заметили, ребята?

- Мы заметили, что и в ингушском, и в русском языке у звуков та же характеристика.

12. Раз вы так легко и быстро осваиваете материал, работаете активно, найдите среди этих трех пар пару, в которой количество букв и звуков совпадает.

Яла, сад; везар, даете; кагье, комья;

- Объясните, почему вы выбрали третью пару?

- ь- знак звука не обозначает, зато Е,Я после -ь- знака дают два звука.

- Почему вы не выбрали первую пару?

- В слове Яла – я в начале слова обозначает два звука.

- А почему вы не выбрали вторую пару?

- В слове даете – Е- после гласного дает два звука.

- Итак, какой вывод мы с вами можем сделать?

- В ингушском языке также как и в русском языке – Ь,Ъ знаки звуков не обозначают. Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков обозначают два звука.

- Таким образом, мы с вами рассмотрели несколько одинаковых явлений в русском и ингушском языках. Таких совпадений в наших языках очень много, но есть и принципиально различные явления – это несовпадение количества падежей, склонений существительных, спряжений глаголов, количество времен глаголов. Об этом мы поговорим с вами в следующий раз.

13. -И чтобы вы смогли написать дома хорошее сочинение на тему «Дошо гуйре» и использовать его в качестве эпиграфа, выучим небольшое стихотворение ингушского поэта Хамзата Осмиева «Гуйре». (Читаешь сама). А теперь повторяйте за мной.

. Денош лоацдеш, бийсаш й аьхъеш,

Гуйра, хьо тхона йоаг аш я.

К айча асаро бос шоай хувцаш,

Гаьнаш т ара г а легаш да.

14. Рефлексия.

- О чем мы с вами сегодня говорили? (Об осени)

- А как мы скажем на ингушском языке? (Гуйре)

- Что вы узнали для себя нового на нашем уроке? (Что ингушские звуки имеют такую же характеристику, что и русские)

- Еще что вы узнали? (Двойную роль букв е, ё, ю, я)

- Какой этап урока вам понравился больше?

-Что для вас было самым трудным?

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок ингушского языка «Дошо гуйре» («Золотая осень»)
Опубликовано: 30 мая 2023 в 19:26
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок ингушского языка «Дошо гуйре» («Золотая осень»)» (включая файлы) размещена пользователем Милана Шамхалова (УИ 978635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД