Надежда Казакова
Упражнения для развития навыков концентрации внимания и для развития произвольной сферы детей с признаками СДВГ
▼ Скачать
Упражнения, направленные на развитие навыков концентрации внимания
«Найди отличие» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т. п., передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Публикация «Упражнения для развития навыков концентрации внимания и для развития произвольной сферы детей с признаками СДВГ» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
«Три движения»
Цель: развитие концентрации внимания.
Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.
«Слалом-гигант»
Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.
Из стульев делают две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в двух направлениях спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.
"Да" и "Нет" не говори.
Цель: развивать произвольное внимание, тренирует беглость мышления
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)
«Мяч в круге»
Цель: развивать умение распределять внимание.
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
«Броуновское движение»
Цель: развивать умение распределять внимание.
Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой.
«Мозаичные песни»
Цель: развивать наблюдательность и внимание.
Материал. Почтовые открытки с картинками в конвертах; ножницы; музыкальные инструменты.
Открытки разрезаются на части, так чтобы их форма была не слишком сложной. Каждый ребенок получает одну часть в конверте. По команде дети открывают конверты, пытаются как можно скорее определить, у кого часть той же открытки. Если дети правильно соберут свою открытку, они поют песню и сопровождают ее игрой на му-зыкальных инструментах. Хорошо, если тема песни хотя бы косвенным образом связана с изображением на открытке.
Упражнения, направленные на развитие
произвольной сферы дошкольников
«Графический диктант»
Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»
Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Пример вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь смотреть мультфильмы?
3. Тебе нравится играть?
4. Ты любишь мороженное?
5. Тебя зовут Света? И т. п.
«Расставить посты»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Раскрась фигуры»
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашами каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
«Красный, желтый, синий»
Цель: развивать двигательный, зрительный и слуховой контроль.
Материал. Символы предметы трех цветов: красный (металлические, синий (предметы, способные издавать шуршащий звук, желтый (пластмассовые).
Участники выполняют следующие действия.
При показе красного символа и определенного звукового раздражителя (металлические предметы в закрытой коробке) дети бегают, прыгают, кричат. При показе желтого символа и соответствующего звукового раздражителя (пластмассовые предметы) произносят свое имя шепотом. При показе синего символа и звукового раздражителя (шуршащие предметы) замирают на месте.
«Пчелки»
Цель: Развивать произвольность, осознанность поведения и умение выполнять правила.
Материал. Маски пчелок.
Участники делятся на «пчелок» и «игроков». Пчелки размещаются за одной чертой, игроки за другой. Игроки идут, высоко поднимая колени и приговаривая:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.
На этом слове они останавливаются вблизи от пчелок.
Игроки. Глянь, из дупла высокой елки
Вылетают злые пчелки!
Пчелки. Ж-ж-ж! хотим кусать!
Игроки. Быстроногих не догнать!
Нам не страшен этот рой.
Убежим скорей домой!
На последнее слово игроки убегают за первую черту. За ними гонятся пчелки. Каждая хочет «ужалить», т. е. коснуться кого-нибудь рукой.
«Космонавты»
Цель: развивать внимание.
Материал. Пять обручей «ракетодромы», круги - «места в ракете», ленты разных цветов - «маршруты».
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим.
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места пет!
На последнее слово дети разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места на любой из пяти ракет - нарисованного контурного изображения. Внутри контура обозначено два-пять кружков (мест, а сбоку от него маршрут (красный, зеленый, синий круги или другие геометрические фигуры).
Для всех желающих участников игры мест в ракетах не хватает. Опоздавшие космонавты собираются к центру круга, а занявшие места громко трижды объявляют свои маршруты, показывая этим, что они совершают прогулку по космосу.
Затем участники собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении «полета» три раза снова замять места в ракете и совершить эти три полета.