Ирина Дьяконова
Консультация логопеда «Упражнения для третьего блока мозга»
▼ Скачать + Заказать документы
Третий блок мозга - программирования и контроля.
Упражнения для его развития
Дьяконова И. Г. учитель-логопед МАДОУ Детский сад №2 «Светлячок
В третий блок мозга входят префронтальные, лобные отделы головного мозга.
Функции 3 блока мозга : 1) программирование, 2) целеполагание, 3) контроль за протеканием собственной деятельности.
Публикация «Консультация логопеда „Упражнения для третьего блока мозга“» размещена в разделах
Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур - это накопление правил и алгоритмов.
Количественное накопление системы правил – это и есть формирование программирования и контроля. У лобных структур нет собственной функции кроме функции отражения всего, что получает мозг. Ни одной самостоятельной операции эти структуры не осуществляют, они только выстраивают программу. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.
Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.
Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга.
Первое, что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений. У этих детей крайне бедная речь.
Третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Реб нок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурией, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга. Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.
Упражнения и игры на развитие мозга.
Влияние упражнений на общее развитие ребенка.
Глазодвигательные упражнения повышают познавательную активность и прямым образом влияют на учебный процесс детей. Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счет трехмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться. («Лежачая восьмерка», «Часики», «Качели» движения глазами по инструкции педагога).
Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными. (Упражнения для губ : улыбка, заборчик, дудочка, бублик, хоботок; упражнения для языка : лопаточка, иголочка, горка, чашечка, лошадка, часики, вкусное варенье, качели, желобок и т. д.)
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрестных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой - круг. (Кинезиологический комплекс, рисование двумя руками одновременно: рисование по заданным линиям, свободное рисование, рисование на горизонтальной поверхности, за тем – на вертикальной поверхности. Для школьников можно прописывать таким образом буквы алфавита, графический диктант, работа с предметными эквивалентами цифр, букв, опознание их на ощупь).
Дыхательные упражнения улучшают ритмы. повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с СДВГ (вдох через нос – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот – выдох через рот; вдох через рот – выдох через нос; длинный вдох – длинный выдох, длинный вдох – 3 коротких выдоха).
Двигательные упражнения на растяжение и сжатие мышц тела нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любые негативные изменения оптимального тонуса плохо отражаются на общем развитие человека, его психической и двигательной активности. Обычно данная серия упражнений является любимой частью детей в коррекции. Широко используется в при мах лечебной физкультуры.
Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние под релаксационную музыку.
Ведущий дает зрительные образы: «Представьте, что вы лежите на пляже, солнце не жаркое, шум волн успокаивает вас, вокруг тишина, только вы и море и т. д.». Иногда визуализация замещается направленностью на само тело: «Ваши веки тяжелеют и закрываются, вы делаете глубокий вдох, еще один. Руки, ноги тяжелеют, вы чувствуете, что все ваше тело начинает расслабляться и т. д.».
Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. (Комплекс темпо-ритмических упражнений; комплекс упражнений «Часы»; работа с конструктором; игра «Канатоходец». Инструкция: «С закрытыми глазами, «балансируя над пропастью», ты должен пройти по веревке, которая лежит на полу, как можно более аккуратно, не оступиться». рисование двумя руками одновременно. рисование на заранее подготовленном бланке: «Закончи недорисованные изображения», упражнение на складывание разных фигур из спичек, что способствует усвоению пространственных отношений между предметами в пространстве посредством наглядно-образных образов).
Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга. Гимнастика «Брейн – джим» Гимнастика «Брейн – джим» представляет комплекс упражнений, которая поможет справиться с трудностями в письме, чтении, счете, внимании. Несколько энергичных упражнений приводят мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности. Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы.
Для Аленки (на формирование образа слова)
Игра «Кузовок»
Требуется собрать «кузовок», в котором будут все слова, оканчивающиеся на –ОК, в ударной позиции, например, грибок, глазок, платок. Можно собирать «корзину» (малина, балерина,картина) «пакет» (балет, винегрет, табурет).
Упражнение «Письмо наоборот»
Педагог вывешивает слова на доску, ученик их записывает наоборот справа налево. Например, башня – яншаб, репка- акпер и т. д.
Упражнение «Письмо по-древнерусски»
Педагог диктует слова, а дети записывают только согласные буквы, а гласные обозначают точками.
Игра «Неудачный робот»
Ребенок- робот, педагог –конструктор, «Конструктор» испытывает «робота». «Робот» запрограммирован так, что он пишет слова неполностью, а воспроизводит только какую-то часть слова, а пропущенное обозначает черточками. Например, «понедельник» -
по - - -, либо другой вариант, - - дель -, - - - ник, в зависимости о имеющейся проблемы у ученика, где он пропускает слог в слове.
Если интересно, уважаемые родители, можем продолжить.