Елена Климова
Консультация «Точечные пиктограммы— помощники логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Пиктограмма-(от латинского piktus-нарисованный)-знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Это изображение, используемое в качестве символа. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской.
В логопедии пиктограммы используются как метод наглядного моделирования, например, с неговорящими и плохо говорящими детьми для удовлетворения потребности в общении. Данный метод использовали Д. Б. Эльконин и Л. Е. Журова при обучении дошкольников грамоте. Они предложили использовать наглядные модели для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения.
Публикация «Консультация „Точечные пиктограммы— помощники логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Многолетняя практика работы на дошкольном логопункте показала, что пиктограммы можно использовать при автоматизации звуков на этапе проговаривания и заучивания предложений, стихотворных текстов, чистоговорок. Я предлагаю воспитанникам логопункта «точечные пиктограммы», то есть пиктограммы с точечным изображением контура. Данный вид пиктограмм повышает у детей мотивацию к усвоению предлагаемого текста, он запоминается качественнее и быстрее. В большинстве случаев, в результате одного логопедического занятия с применением «точечных пиктограмм», воспитанник полностью запоминает текст, автоматизируя при этом звуки. Символизация улучшает когнитивные функции. Самостоятельная контурная обводка символов пиктограммы способствует развитию у дошкольников предпосылок к освоению чтением и письмом, развивает точную мелкую моторику. В процессе обводки развивается зрительное восприятие целостного образа, соблюдение его границ и контура. Обводка по контуру сопровождается чётким многократным проговариванием названия символа, что способствует автоматизации заданного звука и быстрому осознанному запоминанию текста. Далее ведётся работа по выкладыванию картинок – символов слева-направо и чтение фразы «символами», что является профилактикой возникновения дислексии в школьном возрасте.
Считаю, что правильно организованная., поэтапная работа с «точечными пиктограммами» помогает логопеду решить одновременно сразу несколько коррекционных задач: автоматизация звука, развитие зрительного восприятия, когнитивных функций, мелкой моторики, предупреждение возникновения дисграфии и дислексии.
Этапы автоматизации звука «Л»в стихотворении «Про Милу»
с использованием «точечных пиктограмм».
I. Этап ознакомления со стихотворением. На столе в хаотичном порядке раскладываются «точечные пиктограммы», символизирующие слова из текста стихотворения. Логопед даёт установку на заучивание стихотворения и произносит текст
вслух.
II.Этап конструирования фразы из пиктограмм. Логопед повторно, в медленном темпе, произносит стихотворный текст, ребёнок при этом выбирает из предложенных точечных символов нужные пиктограммы и выкладывает их в нужном порядке слева-направо,затем вклеивает картинки в тетрадь.
III. Обводка по контуру с одновременным проговариванием слова. Автоматизация. Ребёнок обводит по контуру каждую «точечную пиктограмму», при этом произнося чётко несколько раз автоматизируемое слово до тех пор, пока не закончит обводку. .Закончив работу над первым словом стихотворения, переходят ко второму. Обведя вторую пиктограмму, ребёнок произносит оба слова в нужной последовательности. Таким способом прорабатывается каждое слово стихотворения.
IV. Завершающий этап. Ребёнок повторяет всё стихотворение с опорой на символы. Затем пробует рассказать стихотворение по памяти.