Юлия Лемкина
Упражнения для развития пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для развития пространственных представлений
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые дети могут творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Прыжки на фитнес-мячах в разных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) также влекут за собой развитие ориентировки в пространстве.
Публикация «Упражнения для развития пространственных представлений» размещена в разделах
«Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т. д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предла-гается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
«Сторона предмета». Детям предлагают определить правую и левую сторону предмета (стол, окно, класс и т. д.). Взять книгу обеими руками и показать правую и левую стороны книги.
«Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите : «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
«Лево-право». Детям предлагается сесть в круг и выполнять задания инструктора: «Левой рукой покажите правое ухо, правой рукой – правый глаз, правой рукой – левую пяточку и т. д.». Усложнение: «Левой рукой покажите левый локоть соседа слева. Правой рукой покажите левое колено соседа справа и т. д.».
«Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место : «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив. и т. д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
«Клад». В помещении прячется игрушка или конфета (клад). Ребенку предлагается найти «клад», следуя инструкциям, например: «Сделай два шага вперед, один шаг направо, два шага налево и т. д.».
«Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?. А слева?» и т. д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т. д.
«Моя рука, твоя рука». Дети разбиваются на пары, и сидя лицом друг к другу, определяют по указанию инструктора сначала у себя, потом у партнера левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.
«Правильное зеркало». Дети разбиваются на пары, стоя или сидя друг напротив друга. Один из них - ведущий, второй - ведомый. Если ведущий переносит свою правую руку вправо, то ведомый свою левую – влево и т. д. Движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными. Затем дети меняются в парах.
«Неправильное зеркало». И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что ведущий будет делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой (оба поднимают левые руки, а то, что ведущий будет делать правой рукой, ведомый - правой (поднимаются правые руки)». Затем дети меняются в парах.
«Слепой рисунок». Дети разбиваются на пары. Одному из них предлагается рисовать фломастером на листе бумаги несложный рисунок с завязанными (закрытыми) глазами по инструкции другого. Инструкция должна включать слова: «над», «под», «слева», «справа», «верх», «низ». Например: «Проведи линию налево, вверх, направо и вниз». Затем дети меняются в парах ролями.
«Графические диктанты». Психолог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо. две - вниз. одну - влево» и т. д. Более сложный вариант - движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну - налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь.
«Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:
- сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем - левой;
- ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз).
- после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки - в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука - по инструкции, а левая - в противоположную сторону и наоборот.
Список литературы
1. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2004.
2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Структура пространственных представлений //Школьный психолог. 2000. №34.
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.
5. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Психологические причины школьной неуспеваемости. Тверь, 2007.