Ирина Черепанова
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, как правило, с трудом усваивают такие понятия как слева, справа, вверху, внизу и другие, необходимые для правильной ориентировки в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения письму, рисованию и т. д. Такие трудности присущи как нормально развивающимся детям, так и детям с задержкой речевого развития, с особенностями психофизического развития, а также леворуким детям. Вы сможете помочь ребёнку избежать подобных ошибок, занимаясь с ним. Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает :
Публикация «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2. ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов : передней, задней, верхней, нижней, боковых;
3. освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям : вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;
4. определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5. определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6. определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга;
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений : впереди - там, где лицо, позади (сзади) - там, где спина, справа (направо) - там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют, слева (налево) - там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.
На основе знания своего тела, т. е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя» : умение правильно показывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а внизу - пол). Например, взрослый предлагает флажком указывать направления: вверх - вниз, вперед - назад, направо – налево и т. д. Проводятся упражнения в игровой форме типа «Скажи, где что находится».
Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Детей учат выделять различные стороны у предметов : верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю, боковые (правую и левую). С этой целью проводятся различные игры, упражнения, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда-то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т. д. Взрослый при этом показывает, объясняет, задаёт вопросы, которые помогают детям осмыслить пространственные отношения. Например: куклы встретились и разговаривают - поставить напротив друг друга; они поссорились и отвернулись друг от друга и т. д.