Елена Селиванова
Развитие у дошкольников пространственных представлений, памяти и внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у дошкольников пространственных представлений, памяти и внимания.
Как показывают исследования, недостаточная сформированность пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Эти недостатки проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др. Из чего следует, что при подготовке ребенка к школе нужно специально позаботиться о своевременном развитии у него пространственных представлений.
Публикация «Развитие у дошкольников пространственных представлений, памяти и внимания» размещена в разделах
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Формирование у ребенка пространственных представлений начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими.
Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Так, Т. А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста : ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений : впереди — там, где лицо, позади (сзади) — там, где спина, справа (направо) — там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют, слева (налево) —там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.
На основе знания своего тела, т. е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя» : умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус, входить и выходить из него и т. д. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений.
Работа на занятиях во всех возрастных группах по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на них является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них.
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и практическая ориентировка в окружающем: групповой комнате, помещении детского сада, на участке, улице и др.
Педагогами-теоретиками воспитателями разработано большое количество дидактических игр, в том числе и для формирования пространственных представлений дошкольников.
Обучение ориентировки в окружающем пространстве.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Упражнение: «Звери фотографируются»
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Взрослый изображает фотографа. Он, желая сделать снимок зверей, подбирает кадр. Его помощник, ребенок, должен их рассадить: волка – слева от зайца, лису –справа от мышки и т. п.
Игра «Заводная кукла»
Цели: развивать пространственные представления, координацию движений, научить внимательно слушать и выполнять команды взрослого.
Ход игры: воспитатель предлагает детям представить, что они заводные куклы, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора.
«Куклы, сделайте два шага вперед, поворот направо; руки за спину, один шаг назад; поворот налево, три шага вперед; руку правую вверх, левую к плечу.
«Не зевай»
Это – правая рука.
Это – левая рука.
Справа – шумная дорога,
Слева – быстрая река.
Повернулись мы – и вот
Стало все наоборот.
Слева – шумная дорога,
Справа – быстрая река.
Неужели стала левой
Наша правая рука?
Игра «Что изменилось?»
Программное содержание: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.
Ход игры: На полу лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том где предметы стояли раньше и где сейчас.
Игра «Что изменилось?»
Программное содержание: развивать умение словом обозначать расположение предмета в пространстве и расположение предметов между собой.
Ход игры: Педагог показывает комнату со всей обстановкой и предлагает детям сделать в ней перестановку. Один из участников игры не должен смотреть, как осуществляется перестановка предметов. Затем ему предлагается отгадать, какие предметы, откуда и куда были перестановлены.
Отгадывающий должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали. Например: «Тумбочка стояла слева от кровати, а теперь стоит справа от кровати» и т. д. Когда дети поняли правила и игровые действия, можно сделать несколько перестановок. Педагогу следует обращать большое внимание на речь детей.
Игра «Что справа?»
Программное содержание: учить детей определять словом расположение предметов от себя (впереди – сзади, справа – слева, вверху – внизу).
Ход игры: Педагог предлагает ребенку встать в центре комнаты и назвать, что находится сзади него, впереди и т. п. Ребенок должен говорить полным предложением : – «Сзади от меня находится стол».
После данных игр проводятся упражнения (Где стояло кресло? – Справа от дивана!; Книга лежала на столе, куда ее переложили? – На полку!; Что находится сзади от тебя? – Стол!; Где стоит стул? – Слева от меня).
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов : влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.