Ирина Синельникова
Графические диктанты в формировании зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
(формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений
с детьми группы ОНР
и общеобразовательных групп)
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.
Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Темочки:
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».
По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.
У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх» - «низ», «лево» - «право», смешение сходных по начертанию букв, «зеркальное» написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.
Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания, зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук.
Вопрос о повышении эффективности коррекционно-педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.
В свете нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость переработки старого материала и на его основе разработки новых пособий для полноценной работы с детьми.
Для решения данной проблемы нами разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов
- ведение линий в заданном направлении от исходной точки;
- изменение задания по предложенной схеме.
Это позволит реализовать ряд целей :
• Сформировать слуховое восприятие
• Развить зрительно-пространственное восприятие; анализ; синтез
• Улучшить зрительно-моторную координацию
• Укрепить зрительную память
• Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку
• Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук
• Продолжать работу по закреплению речевых навыков