Валентина Алексеева
Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач
▼ Скачать + Заказать документы
Задача – это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций (Е. М. Семенов).
Подготовительная группа:
• Задачи на нахождение значения суммы и обратные им.
• Задачи на нахождение значения остатка и обратные им.
1 этап. Анализ условия задачи (усвоение содержания задачи или восприятие задачи).
Числа именованные (три грибочка, пять конфет). Моделирование.
2 этап. Поиск путей решения задачи и составление плана решений.
Публикация «Умственное развитие дошкольников в процессе решения задач» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
3 этап. Оформление записи решения.
С помощью действий (карточки).
Этапы обучения детей решению задач
1-й этап – Подготовительный.
Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций объединения и вычитания множеств. Обучить моделированию различных ситуаций.
Дидактические игры: «Составь вопросы со словом «сколько?» (друг другу, всем детям, кто больше); «Что изменилось?»
2-й этап – Ознакомление с задачей как рассказом, в котором есть условие и вопрос.
Дидактическая игра «Это рассказ или задача?
Задача – драматизация. Задача – иллюстрация
3-й этап – Уяснение процесса работы над задачей :
• Анализ условия;
• Поиск решения;
• Решение задачи;
• Ответ задачи.
Пример занятия.
1 этап. Анализ содержания задачи.
- Послушайте рассказ (воспитатель читает задачу, дети слушают).
- Я прочитала задачу. А вы знаете, что такое задача? (ответы детей).
- Хотите, я вас научу? (выбор детей).
- Приготовьте карточки, которые лежат на столах. Я еще раз прочитаю задачу, а вы выкладывайте карточки с цифрами.
Воспитатель медленно читает, дети выкладывают.
- Сколько в вазе лежало яблок?
- Сколько яблок взял Лунтик?
- Есть еще числа?
- Что известно, и что неизвестно? – это условие (воспитатель выкладывает слово «условие»).
2 этап. Поиск путей решения задач.
- А что в задаче неизвестно? (ответы детей).
- То, что в задаче неизвестно – это вопрос (воспитатель выкладывает слово «вопрос»).
- Так из чего же состоит задача? (ответы детей).
- Условие и вопрос есть. Можно ответить на вопрос? Как? (предположения детей).
- Каким действием? (воспитатель выкладывает яблоки на доске).
- Стало больше или меньше? Какое слово помогло узнать? (ответы детей)
3 этап. Оформление записи решения.
Запись решения задачи : моделирование (дети на столах выкладывают 4-1=3
- Это решение задачи.
Запись ответа задачи :
- Что мы хотели узнать?
- Сколько осталось яблок в вазе?
- В вазе осталось три яблока – это ответ задачи. Положите по карточкой счетную палочку.
- Что нужно было сделать, чтобы ответить на вопрос? Мы выполнили решение.