Лилия Мухаметова
Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребёнка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребёнка выражается в его желании создать что-нибудь в рисунке,музыке, труде, в настойчивом доведении дела до конца. Но всех этих качеств не будет если у ребёнка не развито воображение. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого,а не отдельного вундеркинда. ТРИЗ помогает найти приёмы, способствующие развитию у детей самосознания.
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребёнок ярко демонстрирует наблюдательность, хорошую память, легко ведёт диалог, отличается подражательной способностью. В своих действиях ребёнок часто опирается на работу фантазии и воображения, что нередко является основным мотивом деятельности.
Существует только один путь воспитания творческих способностей : ставить детский интеллект в процессе обучения перед противоречиями и учить их разрешать с помощью диалектического мышления и воображения. Именно ТРИЗ -прикладная диалектика- позволяет сегодня это делать. Но работа по программе ТРИЗ может осуществляться только в процессе направленного руководства развитием воображения на протяжении дошкольного возраста.
В программе ТРИЗ- ведущий метод- проблемный. Суть его в том что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска своеобразного открытия новых для него явлений и закономерностей. В таком случае, ребёнок становится в кокой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Все задания программы ТРИЗ допускают самые различные варианты решения.
Основными условиями развития творческих способностей является развитие познавательных интересов,овладение навыками в том или ином виде деятельности, и стремление получить конечный результат.
Развитие творческих способностей напрямую связано с развитием всех сторон личности ребёнка. Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей является : развитие наблюдательности,любознательности, пытливости. Исследовательская деятельность и экспериментирование по методу ТРИЗ помогает решить следующие задачи :
• Развивать интерес к исследовательской познавательной
деятельности; формировать представления о предметах и явлениях живой и неживой природы.
• Развивать интеллектуальные способности : наблюдение
(сравнение, отличия,познание (причины и следствия,мышление (оценка, планирование, классификация,
экспериментирование,построение гипотез и решение изобретательских задач.
• По мере развития исследовательской активности
стремиться к самостоятельности детей в постановке вопросов, целей и прогнозировании событий и явлений, оригинальности и вариативности решений.
• Развитие связной,диалогической, монологической речи.
Указанные задачи решаются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Тематика системных операторов и «тризовских» игр по закреплению знаний об окружающем мире осуществляются в комплексе с предварительной поисковой деятельностью, чтением художественной литературы, проведением разнообразных игр. Схемы, модели, алгоритмы используются в разнообразной деятельности с детьми.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи, они познают окружающий мир в игре, в общении со сверстниками,
взрослыми. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете, развивают творческие способности.