Артемьева Елена
Занятие по социально-бытовой адаптации «Уход за ушами — чтобы уши слышали»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Кумертау
Филиал реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Стерлитамакском районе
Занятие по социально-бытовой и средовой адаптации с детьми младшего школьного возраста.
Раздел «Личная гигиена»
Уход за ушами.
Чтобы уши слышали.
Разработала и апробировала
Публикация «Занятие по социально-бытовой адаптации „Уход за ушами — чтобы уши слышали“» размещена в разделах
социальный педагог филиала
реабилитации
Артемьева Е. С.
Задача: раскрыть роль слуха в жизни человека.
Цели: - прививать навыки личной гигиены, умение делать массаж на уши;
- развивать звуковую культуру речи, слуховую память и восприятие, фонематический слух;
- воспитывать бережное отношение к своему слуху и слуху другого человека.
Демонстрационный материал: Демонстрационные картинки со словами-рифмами, ватные палочки для чистки ушей, фонограмма с голосами животных.
Раздаточный материал: фломастеры, 1\2 альбомного листа с изображением лица человека, карточки со стихотворениями.
Ход занятия
Организационный момент
Массаж на пальцы рук (Су-Джок-терапия)
Основная часть
1. Рассматривание рисунка головы человека.
- Чего не хватает в рисунке? (нет ушей)
- Покажи, где у тебя уши, сколько их у тебя? Нарисуй уши.
- Зачем человеку уши? (чтобы слышать, понимать чужую речь).
- Если мы находимся в лесу, какие звуки мы слышим? (пение птиц, шум ветра, шелест листвы, в городе, деревне?
Слух – это огромная ценность для человека.
Слух – это целый мир звуков, музыки.
2. Игра «Назови, чей голос услышал?» (звучит фонограмма с голосами различных животных, дети должны отгадать чей это голос.)
Игра «Послушай тишину»
А сейчас мы поиграем ещё в одну игру, которая называется «Послушай тишину» (дети должны прислушиваться к посторонним звукам). Что вы услышали?
3. Тренировка слуховой памяти.
Называется 10 слов, каждое слово читается 1 сек.
Задание: постарайся запомнить как можно больше слов.
Утро, солнце, небо, дерево, дом, забор, улица, (город, деревня, Родина, Земля.
4. Мы с вами говорили, что слух это огромная ценность и, чтобы слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять правила. Какие?
• Не ковыряй в ушах;
• Не допускай попадания воды в уши;
• Защищай уши от сильного ветра;
• Не включай слишком громко телевизор, магнитофон;
• Не кричи в ухо другому человеку.
Если за своими ушами вы будете ухаживать правильно, их не придётся чистить в кабинете врача.
Так как же ухаживают за ушами?
• Регулярно чистить ватными шариками;
• Не ковырять острыми предметами;
• Мыть уши мыльными пальцами.
Физ минутка
- дети показывают как необходимо правильно мыть уши;
- массаж на уши: нажимаем двумя пальцами на определенные части уха (специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела: точки на верхушке уха соответствуют ногам, хрящ – позвоночнику, на мочке -голове);
- упражнение на дыхание «Шапка для раздумий»
1. во время глубокого вдоха мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»);
2. задержать дыхание;
3. во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «а»;
4. вдох, выдох, задержка дыхания;
5. во время глубокого вдоха «надеть шапку»;
6. задержать дыхание;
7. во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «о».
5. Подбери рифму.
Луна –. волна
Нос –. поднос
Катушка –. ракушка
Листок –. цветок
Кольцо –. лицо
Свечки -. сердечки
6. Игра «Поставь на место заблудившийся звук»
Прочитайте стихотворения. Поставьте на место заблудившиеся звуки в словах.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (дуб)
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран. (банан)
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это. (билета)
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело. (булку)
7. Игра «Назови одним словом»
Утро, день, вечер, ночь. (части суток)
Зима, весна, лето, осень. (времена года)
Январь, февраль, март, апрель. (месяцы)
Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай. (города)
8. Продолжи чистоговорки, подбери подходящие к ним слова:
Ра-ра-ра – начинается (игра)
Лы-лы-лы- забиваем мы …голы
Жа-жа-жа- есть иголки у …ежа
СА-са-са- под кустом сидит… лиса
МА-ма-ма- на дворе сейчас …зима
Ша-ша-ша- моет мама… малыша
Та-та-та- у нас в доме …чистота
Ча- ча- ча- горит в комнате …свеча
Оч-оч-оч- наступила…ночь
Итог занятия
Рефлексия
А у нас на этом заканчивается занятие. Молодцы, мне очень понравилось как вы сегодня занимались. Но какой же вывод можно сделать после нашего занятия?
Уши нужны и важны, мы будем беречь их (речевое одобрение).