кк
Рабочая программа «Социально-психологическая помощь родителям по адаптации первоклассников коррекционных школ»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2018 – 2019 учебный год
«Социально-психологическая помощь родителям по адаптации первоклассников коррекционных школ.»
(1-е классы)
Составила:
Кроль Юлия Карловна
Социальный педагог
ГАУ ЦППМ и СП
г. Иркутск
Сроки реализации программы : 1 год.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Социально-психологическая помощь родителям по адаптации первоклассников коррекционных школ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей первоклассников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.
Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале.
В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей.
В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с патологией развития особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего тем или иным заболеванием, но и семьи, в которой он воспитывается.
Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями и проблемами со здоровьем структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи аномального ребенка. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.
Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка "не такого, как у всех", является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это, на наш взгляд, обусловливается многими причинами; психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка, комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно воздействующим психологическим фактором, травмирующим психику матери. Предполагается, что она, находясь в состоянии постоянных переживаний, может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии.
Рождение ребенка с патологией развития оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. В большинстве случаев такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личность ребенка.
Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери больного ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических/ вегетативных расстройствах.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую.
Данная программа нацелена на просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, планированиее коррекционной работы. Программа позволит оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении проблемных ситуаций семейного воспитания; формировать у них понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу, к совместной реализации воспитательной проблемы, как одной из приоритетных задач, стоящих перед семьёй и школой.
Данная программа направлена на включение родителей в коррекционно-педагогический процесс и осознание ими необходимости проведения занятий с ребенком, их положительного влияния на ход его психофизического развития. Это значительно изменит социальную ситуацию развития ребенка в семье и обществе, благоприятно скажется на воспитательном процессе в целом.
Взаимодействие родителей и школы должно начинаться с истоков, с начала обучения ребенка в школе. Большинство родителей первоклашек, более восприимчивы к советам учителя, рекомендациям психолога. Поэтому перед всеми специалистами, работающими с детьми в начальном звене обучения, стоит ответственная задача по вовлечению родителей в образовательно-воспитательный процесс, вооружению родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на начальных этапах его жизни в школе.
Цель:
Просветительская: повышение педагогической компетенции родителей учащихся с умственной отсталостью, направленной на социализацию и адаптацию ребёнка к жизни.
Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Задачи:
1. включение родителей в учебно-воспитательный процесс, формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
2. вооружение родителей необходимыми для воспитания детей с умственной отсталостью психолого-педагогическими знаниями и умениями;
3. развитие творческого потенциала семей;
4. оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования;
5. выработка совместно с семьей единой тактики обучения и воспитания.
6. обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Механизм реализации программы :
Программа состоит из 8 групповых занятий, предназначенных для родителей учащихся 1-ых классов коррекционной школы № 5 г Иркутска. Группа формируется на добровольной основе из числа родителей детей первоклассников. Тематика занятий с родителями может варьироваться в зависимости от запроса родителей. На вводном занятии проводится анкетирование родителей.
Методы работы с родителями :
- беседы
- индивидуальное консультирование (собеседование)
- лекции
- тренинги
- анкетирование
- «круглый стол»
- родительские семинары
- практические занятия
Программа позволит решить следующие проблемы:
дальнейшая разработка методов психокоррекционной помощи различным категориям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
популяризация знаний среди родительской общественности об особенностях развития детей с отклонениями и их потребностях;
привлечение внимания службы психологической помощи семьям воспитанников в структуре специальных коррекционных образовательных учреждений;
изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги.
Прогнозируемый результат
Критериями эффективности проведё нных занятий станут следующие изменения:
1. Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей с отклонениями в развитии и построение взаимоотношений с ними.
2. Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с ребёнком.
3. Формирование адекватной самооценки в родительской роли.
4. Эффективное и равноправное взаимодействие ребёнка и родителя, основанное на взаимном уважении.
Календарно-тематическое планирование занятий с родителями учащихся коррекционных классов. (1-е классы)
№ Тема Время проведения Сроки реализации
1 Вводное занятие. Роль семьи в социализации ребёнка с ОВЗ.
Младший школьник : особенности развития. Особенности адаптационного периода. Анкетирование. 1 час сентябрь 2018
2 «Круглый стол» с родителями на тему : «Что нужно знать родителям о прохождении ПМПК?» 1 час октябрь 2018
3 Проблема восприятия родителями своего ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитий. Беседа. 1 час ноябрь 2018
4 Переосмысление сложившихся стереотипов в воспитании в семье. Самоанализ родителей.
Взгляд на проблему по-новому. Рекомендации для родителей : «меняем запреты на правила». Тренинговое занятие. 1 час декабрь 2018
5 Роль родителей в становлении образа «Я» у ребенка с отклонениями в развитии. Консультативная беседа январь 2018
6 Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома Родительский семинар. 1 час февраль 2018
7 Особенности поведения родителей и детей в конфликтных ситуациях. Лекция. Анкетирование.
1 час март 2018
8 Способы эффективного взаимодействия со своим ребёнком. Формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений. 1 час апрель 2018
1 занятие. Роль семьи в социализации ребёнка с ОВЗ. Младший школьник : особенности развития. Особенности адаптационного периода.
Цель: Познакомить родителей с психологическими механизмами социализации в семье и школе, рассмотреть основные стили воспитания, а также последствия дисгармоничных семейных отношений. Провести анкетирование родителей. Анкеты включают в себя темы возможных занятий (Приложение 1.1).
Задачи: Повысить педагогическую культуру родителей, пополнить арсенал их знаний по вопросам социализации и социального воспитания в современных условиях; Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;
2 занятие. «Круглый стол» : «Что нужно знать родителям о прохождении ПМПК?»
Цель: Обсуждение ряда вопросов, касающихся особенностей организации образовательного процесса детей с ОВЗ в свете изменений законодательства, их психолого-педагогического сопровождения. Формулирование проблем, возможные пути их решения.
Задачи: Теоретически обосновать необходимость прохождения ПМПК ребёнком с ОВЗ.
3 занятие. Проблема восприятия родителями своего ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитий. Беседа.
Цель: Гармонизация семейных взаимоотношений. Коррекция детско-родительских отношений. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических). Рекомендации родителям по специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Задачи: Формирование понимания родителями проблем своего ребенка. Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка. Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.
4 занятие. Переосмысление сложившихся стереотипов в воспитании в семье. Самоанализ родителей. Взгляд на проблему по-новому. Рекомендации для родителей : «меняем запреты на правила». Тренинговое занятие.
Цель: Оптимизация взаимодействия детей и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах сложившихся стереотипов в воспитании.
Задачи: Повышение психологической культуры родителей; Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с ребёнком, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций; Способствовать осознанию родителями ответственности за свои действия.
5 занятие. Роль родителей в становлении образа «Я» у ребенка с отклонениями в развитии. Консультативная беседа.
Цель: Дать родителям знания о способах повышения самооценки у ребёнка, методах обучения критичному отношению ребёнка к себе и другим; профилактика психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности ребёнка.
Задачи: Выслушать суждения родителей по данной теме, помочь выйти из спорных ситуаций, провести консультативную беседу.
6 занятие. Формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков эффективной коммуникации дома Родительский семинар.
Цель: Обсудить типичные ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках, выработать конкретные рекомендации по их коррекции.
Задачи: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; познание родительских возможностей во взаимодействии с детьми.
7 занятие. Особенности поведения родителей и детей в конфликтных ситуациях. Лекция. Анкетирование.
Цель: Сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях, основываясь на предварительном анкетировании родителей. (Приложение 1.2)
Задачи: Способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.
8 занятие. Способы эффективного взаимодействия со своим ребёнком. Формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.
Цель: Формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье. Способствовать
созданию атмосферы эмоциональной близости и доброжелательности в семье.
Задачи: Составить список рекомендаций для родителей по коррекции детско– родительских отношений.
Литература
Белопольская Н. Л. Некоторые вопросы психолого- педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1984.-№5.
Игнатьева Е. А. Умственная отсталость в контексте детско-родительских отношений :
Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьёй ребёнка-инвалида // Дефектология. -1995. -№5
Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при консультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. –М., 1991.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // "Дошкольное воспитание". 2002. № 9. С. 52-58.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. : Просвещение, 1999.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М. : Просвещение, 1999.
Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М. : "Владос", 2002. 96c.