Анна Мурзина
Роль семейного воспитания в процессе социально-психологической адаптации детей к условиям ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста, поступающих в дошкольную организацию, влияние стиля воспитания на процесс протекания адаптационного процесса.
Адаптация, стили воспитания, ранний дошкольный возраст, дошкольная организация, специальная работа, воспитание.
Публикация «Роль семейного воспитания в процессе социально-психологической адаптации детей к условиям ДОО» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2018
Считается, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, в первую очередь, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы воспитания.
Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. Семья имеет ряд функций, но большее значение в настоящее время приобрели такие как: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.
Ж. Ж. Руссо говорил, что родители первые воспитатели и именно они имеют самое сильное влияние на детей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Г. В. Пантюхиной были выделены два основных условия, влияющих на скорость и качество привыкания детей к новым для них жизненным условиям. Первое условие – семья ребенка и те действия родителей, которые направлены на облегчение его адаптации к детскому саду. Второе условие – детский сад и та специальная работа педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, которая обеспечивает благополучную адаптацию детей, впервые поступающих в группу.
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания.
Альфредом Адлером были выделены 3 стиля семейного воспитания :
1. Авторитарный (диктатура)
Авторитарный стиль воспитания в семье, основанный на психологической дистанции между родителями и детьми, жестком контроле и ограничении самостоятельности ребенка, может привести к возникновению в период адаптации агрессии или тревоги. Возникает риск дезадаптации, предполагающей возможность формирования у тревожных детей невротических отклонений, а агрессивных – отклоняющегося поведения.
2. Либеральный (невмешательство)
Данный стиль семейного воспитания может серьезно осложнить привыкание детей к дошкольному учреждению. Отсутствие четких требований, неумение родителей контролировать поведение детей приводят, с одной стороны, к неуверенности в себе и тревожности, а с другой - к трудностям в принятии новых норм и правил. Часто у дошкольников формируется асоциальное поведение, поскольку они не умеют и не хотят выполнять требования взрослых.
3. Демократический (сотрудничество)
Детские ошибки спокойно анализируются и разбираются вместе с ребенком, чтобы он мог их оценить и внести коррективы в собственное поведение. Любая оплошность, совершенная ребенком, рассматривается как возможность получить ценный жизненный урок, а не как повод для очередного наказания. С другой стороны, хорошее поведение детей всегда ценится и вознаграждается.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным стилем воспитания для развития ребенка и успешной адаптации является демократический стиль воспитания.