Евгения Курыхалова
Уголок природы в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Одним из важных условий реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей среды. В условиях нашей группы основным элементом развивающей предметной среды является уголок природы.
Публикация «Уголок природы в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности; углублять и обобщать знания о растениях и животных, развивать умение обобщать накопленные представления о природе; совершенствовать умения ответственно относится к природе, понимать её законы; продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.
Чтобы достичь эти цели, мы создаём все условия для формирования у наших детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы. В группе для уголка природы отведено хорошо осветлённое место комнатные растения, мини- огород, природный материал, инвентарь для ухода за растениями; художественная литература, дидактические игры; календарь природы; макеты: «Лесная поляна», «Домашний двор», «Насекомые» и др.
На протяжении всего учебного года мы с детьми проводим ежедневный уход за комнатными растениями и мини-огородом. В уголке дежурят по два ребёнка. Один ребёнок поливает растения, другой протирает пыль влажной мягкой тряпочкой или опрыскивает цветы, при необходимости рыхлят землю, подкармливают. Поливка цветов – один из сложных для детей приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Правильное общение с детьми в этой работе имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, выполнять трудовые действия и овладевают орудием труда. В беседах с детьми, углубляю и закрепляю знания дошкольников о разнообразии растений на земле. Чтобы закрепить впечатления, используем художественное слово, народные приметы, загадки.
Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят.
Игра с макетами, созданными в уголке природы, формирует представления о взаимосвязях между всеми обитателями, об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Дети также знакомятся с изменением жизни живых организмов в разные сезоны.
Для наглядного и действенного ознакомления детей с природой я еще разработала экологический стенд «Эколята – дошколята», который является просветительской, игровой и учебной зоной.
Стенд имеет четыре экологических функциональных раздела. Содержание каждого раздела посвящено одному из героев Эколят - Шалун, Умница, Елочка и Тихоня. Они берегут лес и его жителей. А благодаря героям - Эколятам наши воспитанники имеют возможность прикоснуться к миру природы, познать её тайны, стать её защитниками и друзьями.
1 раздел экологического стенда посвящен Тихоне. Он тихий, скромный, любознательный. Тихоня обращает внимание детей, что надо быть природе другом. Он знакомит детей с экологическими знаками, напоминает дошкольникам о правилах поведения в природе. И, конечно, предлагает поиграть в такие игры, как «Зеленая аптека», «Прекрасные цветы».
2 раздел посвящен Ёлочке. Это подруга малышей, она веселая и общительная, часто заходит в гости к ребятам, чтобы поиграть и поговорить о природе. Ёлочка предлагает ребятам такие игры, как «Времена года», «Назови животное», выучить загадки о природе.
3 раздел посвящен Умнице. Она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории. Умница предлагает ребятам почитать экологические сказки, составить рассказ по картинкам.
4 раздел экологического уголка «Эколята – дошколята» посвящен Шалуну. Он любит веселые игры и стремится узнать что-то новое и неизведанное. Шалун играет с детьми в дидактические игры «Научи Незнайку распознавать деревья», «Хорошо –плохо», «Третий лишний», и просит детей рассказать о птицах.
Создание, всех этих вышеописанных компонентов уголка природы, помогают нам более успешно дать знания детям о том, как велико взаимодействие человека с природой. Человек является природопользователем. Именно от того, как человек использует ресурсы природы, как он к ней относится, как о ней заботится, зависит жизнь на земле.
Наши дети много знают о природе, умеют видеть её красоту. Но чтобы эта красота была всегда рядом, они научились о ней заботиться. А главное, они делают это с удовольствием, с желанием.