Ольга Прокулатова
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности
в аспекте интеграции специалистов
дошкольного учреждения»
Слайд 1.
Публикация «Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.
Нарушение речевой функции - это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.
Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.
В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.
Слайд 2.
Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.
Слайд 3.
Успешное преодоление этих нарушений у детей возможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.
Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.
В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Слайд 4.
Проблемы
1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.
2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.
Слайд 5.
Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.
У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.
Анализ результатов диагностики двигательной сферы детей с ограни-ченными возможностями здоровья показывает:
- нарушение произвольной регуляции;
- недостаточная координированность и четкость произвольных движений;
- нарушение моторной сферы;
- слабые силовые качества.
Слайд 6.
Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, мы определили цель предстоящей работы:
Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Слайд 7.
Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:
1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.
2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.
3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.
Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы :
1. Комплексная диагностика
2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада
3. Консультирование специалистов, родителей
4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
Слайд 8.
Основные этапы реализации работы
1 этап Диагностический
Диагностический этап включает:
1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)
- Особенности двигательной сферы детей
- Особенности развития речи
- Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами
- Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
- Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка
2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)
- Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей
- Объективная оценка продвижения детей
- Коррекция индивидуальных маршрутов
- Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей
3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)
- Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов
- Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами
- Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей
На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.
Слайд 9.
2 этап Коррекционно-развивающий
Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.
Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.
Слайд 10.
Структура интегрированного занятия включает 7 частей:
1) вводная беседа и разминка.
2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;
3) упражнения на развитие координации речи с движением;
4) лексико-грамматические игры;
5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;
6) подвижные и малоподвижные игры;
7) релаксация.
Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
-четкость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Слайд 11.
3 этап. Заключительный (результативный)
На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.
Слайд 12,13,14,15.
Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока
1 блок. Работас детьми
Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками :
1. Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные
2. Утренняя оздоровительная гимнастика
3. Подвижные игры и упражнения
4. Спортивные игры и упражнения
5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования
6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе
7. Физкультминутки на занятиях
8. Корригирующая гимнастика после дневного сна
9. Музыкально-ритмические движения
10. Логоритмическая гимнастика
11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья
12. Интегрированные занятия
13. Дополнительные образовательные услуги
14. Речедвигательная ритмика.
Слайд 16,17.
2 блок. Работа со специалистами
Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление реализуется в следующих формах деятельности:
1. Малые педсоветы.
2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.
3. Консультации.
Слайд 18,19,20.
3 блок. Работа с родителями
Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.
Данное направление реализуется в следующих формах организации:
1. Консультации –практикумы;
2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;
3. Тренинги, мастер-классы.
Слайд 21.
Результаты
Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности позволяет отметить следующую динамику:
1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.
2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.
3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.
4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.
5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.
Слайд 22.
Выводы
1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.
2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.
4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.
Слайд 23.
Перспективы работы
В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.
2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.
Слайд 24. Спасибо за внимание.
Мастер – класс:
Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. –Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.
Игра «Сороконожка»- игра на ритм, темп, внимания.
А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.