Климашина Ольга
Конспект по экологии «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
ТЕМА: «Удивительный мир насекомых»
Воспитатель: Климашина О. Н.
Цели и задачи:
- познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;
- закрепить знания об условиях их обитания;
- развивать внимание, память, воображение;
- развивать связную речь детей;
Публикация «Конспект по экологии „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым, интерес к разнообразию окружающего мира, стремление сохранения его разнообразия.
Материалы к занятию: Компьютерная презентация «Насекомые», Д\игры «Насекомые», магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, я вас приглашаю в таинственный мир насекомых. Путешествовать мы будем по Среднему Уралу и познакомимся с некоторыми насекомыми Свердловской области. Но прежде мы вспомним правило, как нужно вести себя в лесу (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, а теперь сядьте поудобнее, закройте глазки, и представьте, что вы на лесной полянке. (Звучит музыка)
Воспитатель: - Ребята, с кем мы можем тут встретиться (ответы детей).
Но звери чаще всего боятся человека. Птицы тоже улетят, если увидят на полянке столько детей.
А есть такие жители в лесу, кто нас не испугается, их очень много повсюду. Вы догадались кто они? Правильно - насекомые. Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых.
К насекомым люди относятся по разному: кого-то они пугают, кого-то восхищают, но быть равнодушными к ним нельзя!
Насекомые выполняют очень важные и разные функции. Они могут перемещать слои почвы, опылять растения, переносить болезни и т. д.
Питаются они разной пищей:
- зелёными частями растений, растительными соками, нектаром, пыльцой, цветками и плодами, корнями и древесиной;
- пищей животного происхождения: поедают других насекомых.
Насекомые являются одними из наименее защищенных от воздействия человека животных. В Красной книге Свердловской области присутствуют 27 видов насекомых.
В Красную книгу заносят редкие и исчезающие виды животных, растений.
На сегодняшний день, из всех животных на Земле больше всего насекомых. Их более 1 миллиона видов. Например, на территории Среднего Урала их обитает несколько десятков тысяч видов. Среди них имеются и страшные охотники, и чемпионы по маскировке. Насекомые способны жалить, грызть и выделять яд.
Живут насекомые в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.
(слайд 4) Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы, другие – вред (комары, саранча, гусеницы). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на экран и узнаем:
- Кто же такие насекомые? (слайд 5)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, зачем насекомым усики? (слайд 6)4
(слайд 7) Пчела. Одним из немногих насекомых, которое сотрудничает с человеком, является пчела. Это одомашненные насекомые. На их разведении основано пчеловодство. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис (пчелиный клей, маточное молочко.
Пчела медоносная не только производит мёд, но и опыляет растения.
Живут пчелы в ульях.
(слайд 8) Шмель. Толстые неуклюжие животные предупреждают о своём приближении характерным жужжанием. Шмели – очень полезные насекомые. Но к сожалению, их становится всё меньше и меньше. Шмелей надо беречь – это отличные опылители растений. С помощью больших глаз и усиков шмель выбирает нужный цветок. Сок и пыльца служат ему пищей.
(слайд 9) Божья коровка. Эту божью коровку называют семиточечной. Она действительно имеет семь черных точек: по три точки по бокам и одну посередине на шве. При опасности на сгибах ножек этого жучка выступают капельки оранжевой жидкости – «молочка». Это ядовитое молочко спугивает врагов божьей коровки. Красный цвет жука как бы говорит: «Не трогай меня, я невкусный!»
Божья коровка стоит на первом месте защитников садов и полей. Она съедает в день более 100 насекомых.
(слайд 10) Муравьи. Муравьи живут семьями в муравейниках, которые устраивают в почве, древесине, под камнями. Муравьи все тащат в свой домик. Они считаются «санитарами леса». Известно, что муравьи улучшают плодородие почвы. Сооружая и постоянно перестраивая муравейник, они перемешивают почву, доставляя воздух и влагу к корням растений.
(слайд 11) Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: - Ребята, ну вот, немного отдохнули и отправляемся дальше.
(слайд 12) Бабочек-крапивниц видели и знают все. Встречаются они повсюду, и всё теплое время года. На Среднем Урале в течение сезона появляется два поколения этих бабочек.
(слайд 13) Боярышница. Часто их называют капустницами, и садоводы опасаются за урожай капусты. Но капусте такая бабочка точно не грозит. Тем не менее, боярышница - злостный вредитель садов и лесов, способный оставить без листьев и черёмухи, и яблони.
Взрослые насекомые вреда для садовых и огородных культур не представляют и даже активно опыляют цветы. Но бабочки откладывают на листьях плодовых деревьев и кустов кладки жёлто-оранжевых яиц, из которых появляются гусеницы. Вот они то и опасны для будущего урожая.
(слайд 14) Давайте рассмотрим жизненный цикл бабочки (схема)
Сначала бабочки откладывают яйца. Из них появляются гусеницы, из гусениц -куколки, а из куколок - красавицы бабочки.
(слайд 15) Стрекоза. Стрекозы - хищные насекомые. Они крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями и удлинённым стройным брюшком. Летают очень быстро, на лету вылавливая множество мелких насекомых, особенно комаров, мошек, молей и других вредителей, чем приносят большую пользу человеку.
(слайд 16) Жуки - это самая многочисленная группа насекомых.
У жуков мощный грызущий ротовой аппарат. Едят они практически все - и растительный, и животный корм.
На Урале можно найти жуков где угодно, а значит наблюдать их и узнавать.
Конечно, не все жуки очень красивы на вид, но их разнообразию нельзя не удивляться. Жук Носорог – один из самых крупных жуков. Он способен удерживать на своей спине груз, который превышает вес самого жука в 850 раз. У него один рог на носу, он медлителен и неуклюж. Летает в темное время суток.
(слайд 17) Жужелица. Жужелица – хищник, но ест она только гусениц, тлей, личинки жуков. Жужелица – очень полезное насекомое леса. Она также отличный помощник садоводов и огородников, помогающий очищать сад от вредителей.
(слайды 18-26) Дидактические игры «Насекомые»
(слайд 27) Народные приметы.
1. Пчелы сидят в улье и громко гудят: к непогоде, к дождю.
2. Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы в него: к дождю.
3. Поздно вечером громко трещат кузнечики: к хорошей погоде.
Релаксация. «Порхание бабочки» (звучит музыка)
- Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Присядьте на коврик, закройте глаза. Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами снова в детском саду, в нашей группе.
Мы сегодня много нового узнали из жизни насекомых. Но мир насекомых полон тайн.
(слайд 28) Подведение итогов.
1. Кто такие насекомые?
2. Сколько ножек у насекомых?
3. На сколько частей разделено тело насекомого?
4. Зачем насекомому усики?
5. Каких насекомых ты знаешь?
(слайд 29) Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.