Лусик Бедикян
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Удивительный космос» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Конспект
открытой образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Удивительный космос»
Подготовила :
воспитатель
год
Цель:обогащать знания детей о понятии «Солнечная система», выявить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию „Удивительный космос“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Образовательные :
обогащать представления детей об океанах и материках планеты Земля;
учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных.
Развивающие :
развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь.
Воспитательные:
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь;
воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.
Методы и приемы:
Словесный:художественное слово (загадки,объяснение, физкультминутка.
Наглядный:мотивация (сюрпризный момент,слайд-шоу, внесение модели космического корабля.
Игровой : игра с моделью"Солнечная система",дидактическая игра "Хорошо-плохо"
Материалы и оборудование:модель Солнечной системы, магниты, объемная модель космического корабля, мяч, аудиозапись шума воды, мультимедийный центр, ноутбук,слайд шоу,глобус.
Используемые технологии: игровые, исследовательской деятельности,здоровьесберегающие.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа:чтение книг, беседы, наблюдения и рассматривание иллюстраций о космосе и Солнечной системе.
Ход ООД:
Дети входят в группу.
В. :Колокольчик озорной,
Ты детей в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В нашей группе сегодня гости, давайте сними поздороваемся.
(дети здороваются)
В. : Ребята, обратите внимание на экран. Что это?
Сейчас я вам прочитаю. Это послание из космоса!
«Мы, жители далекой планеты, очень хотим найти друзей.
Мы заблудились в космосе, незнаем, где мы находимся. Поможете нам разобраться?»
Поможем им, ребята?
Д. : Поможем
Игра с моделью "Солнечная система"
Используется модель Солнечной системы. Цветными магнитами дети отмечают расположение кораблей в космосе и обозначают название планет. Воспитатель по очереди зачитывает сообщения. Дети должны отгадать, где находится космический корабль, о какой планете идет речь и где нужно расположить магнит.
В. : Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.
Д. : Это Венера.
В. : Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу.
Д. : Это Меркурий.
В. : Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы.
Д. : Это Марс.
В. : Когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, окружающие ее.
Д. : Это Сатурн.
В. : Я оказался на самой большой из планет Солнечной системы. Она состоит из жидкости и газа.
Д. : Это Юпитер.
В. :Я оказался на восьмой, считая от Солнца, планете.
Д. : Это Нептун.
В. : Ребята, до какой планеты, кроме Земли, не долетели путешественники?
Д. : До Урана.
Физкультминутка «Астрономическая считалка»
В. : Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. ("считаем" указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
Четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
Шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
Восьмой – Нептун, (наклон назад)
В. : молодцы! (дети садятся на свои места)
Читаем дальше сообщения от путешественников «Несколько наших космических кораблей пролетает над планетой, она раскрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Такая красота! Идем на посадку».
Как вы думаете, о какой планете идет речь?
Д. : О планете Земля.
В. : Ну что же, теперь посмотрим на Землю!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает их внимание на то, что на глобусе больше синего цвета.
Рассматривание глобуса
В. : Как вы думаете, что обозначено на глобусе синим и голубым цветом?
Д. :Синие линии — это реки, еще есть озера, моря, океаны,
В. : Все верно, молодцы. Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды — нет. Так и все живое на Земле не может жить без воды.
А без чего еще на Земле невозможна жизнь?
Д. : Без воздуха и солнечного света.
В. : Как мы видим на глобусе, воды на Земле много. По почему же говорят: «Воду надо беречь»?
Д. : Рассуждения детей.
В. : Давайте с вами сядем на теплоход и отправимся в плавание. Сейчас мы на реке, река впадает в море, а теперь мы уже в океане. (Слова сопровождаются показом на глобусе или карте.)
Пресной, несоленой воды на Земле мало, и ее запасы уменьшаются, потому и говорят: «Воду надо беречь».
Но всегда ли вода — это хорошо?
Дидактическая игра с мячом «Хорошо — плохо»
Дети по очереди называют, как и когда вода приносит человеку пользу, а в каких случаях вода может быть опасна (нанести вред).
Вода это хорошо. Почему?
Ответы детей: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Вода - это плохо. Почему?
Ответы детей: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
В. : Наш теплоход причалил к берегу.
Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды.
В. : Следующее сообщение от путешественников.
"Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженной жидкостью, нам очень, очень жарко. Помогите понять, где мы находимся.
«Здесь живут диковинные существа.
Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом».
Д. : Это слон.
В. : «Другое — похоже на веревку, шипит и ползает по земле».
Д. : Это змея.
В. : «Третье животное — высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой».
Д. :Это жираф.
В. : «А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит».
Д. : Это лев.
В. : Можем ли мы теперь предположить, на каком материке находятся эти инопланетяне?
Д. : В Африке.
Показ воспитателя на слайде.
В. : А в следующем сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон.
Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники?
Д. : В Австралии.
Показ воспитателя на слайде.
В. : «Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся». Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. «Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воде, ныряет за рыбой».
Д. : Это белый медведь.
В. : «Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует».
Д. : Северный олень.
В. :«А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на свою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде».
Д. : Это морж.
В. :Подсказок немного, но, может быть, вы догадались, где находятся эти инопланетяне.
Д. : В Арктике.
Показ воспитателя на экране
В:. «Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся».
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Д. : Это заяц.
В. : Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Д. : Это кабан.
В. : Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он не спроста
Два развесистых куста.
Д. : Это олень.
В. : Он как елка — весь в иголках,
Ловит смело страшных змей
И малюсеньких мышей.
Д. : Это еж.
В. : Подумайте, где могут жить такие звери?
Д. : В лесу.
В. :А теперь найдите на глобусе континент, где больше всего лесов. Вспомните, каким цветом они обозначены на глобусе и карте.
Д. : В Евразии.
В. :Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили знания и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.
Посмотрите, один из космических кораблей залетел к нам.
Вносится объемная модель космического корабля.
Они хотят нам что-то сказать.
Включается аудиозапись со словами благодарности, восхищением планетой Земля и просьбой беречь ее и все живое на ней.
В. : Молодцы, ребята, вы сегодня совершили удивительное путешествие в космос. Помогли путешественникам с других планет, рассказали много о своей родной планете Земля, о ее континентах.
Маше нужно быть внимательнее, а Кате уметь правильно отвечать на загадки. (это индивидуальные указания. Их можно заменить. Но они обязательны)
Космос хранит в себе очень много тайн, которые еще вам предстоит узнать в будущем. А сейчас, скажем всем до свидания.
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию ФЭМП
на тему «Математика-Царица наук»
для детей старшей группы
Выполнила:
Цель: закрепить прямой и обратный счет, умение называть «соседей» чисел.
Задачи:
Закрепить название дней недели, части суток.
Закрепить название геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве.
Развивать логическое мышление, память, воображение.
Воспитывать интерес к математике.
Тип: формирование познавательной активности
Форма: фронтальное, с применением игровых технологий
Участники: дети старшей группы дошкольного учреждения
Возраст : 5-6 лет
Материалы и оборудование: разноцветные полоски разной длины по 6 шт. на каждого ребенка, цифры от 1 до 10 (наглядный материал на доске, указка, плакат с геометрическими фигурами, лесенка-стенд, 10 елочек, 10 грибочков.
Предварительная работа: создание развивающей -предметно-пространственной среды в группе для познавательной активности детей в самостоятельной деятельности
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический игровой.
Словесная игра "День недели, число и месяц!"
Дидактическое упражнение «Разноцветные полоски».
Дидактическое упражнение «Разгадай – ка» (вставить пропущенные цифры в числовом ряде)
Упражнение "Прямой и обратный счет до 10"
Дидактическое упражнение «Волшебные фигуры»
Физкультминутка "Отдыхай – ка"
Дидактическое упражнение "Сделай поровну"
Загадки «Веселые задачки».
Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"
Структура образовательной деятельности :
Этап занятия Содержание Время
1. Вводная часть. Организационный момент.
Сюрпризный момент: вход героя ("Феи математики)
Приглашение в путешествие.
Настрой на деятельность "Волшебный круг"
Дидактическая игра "Определи свое место" 2 минуты
2. Основная часть.
Словесная игра "День недели, число и месяц!"
Дидактическое упражнение «Разноцветные полоски».
Дидактическое упражнение «Разгадай – ка» (вставить пропущенные цифры в числовом ряде)
Упражнение "Прямой и обратный счет до 10"
Дидактическое упражнение «Волшебные фигуры»
Физкультминутка "Отдыхай – ка"
Дидактическое упражнение "Сделай поровну"
Загадки «Веселые задачки». 20 минут
3 часть. Заключительная. Подведение итогов. Рефлексия Вопросы к детям
Ответы детей
3 минуты
Ход ООД:
1. Вводная часть. Организационный момент
Входит Фея
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла фея, не просто фея, а фея Математики. Скажите, ребята, кто живет в этой стране?
Дети: Цифры, геометрические фигуры, дни недели, части суток.
Воспитатель: Фея, мы с ребятами очень любим путешествовать, можно мы с ребятами очень любим путешествовать, можно мы с ребятами сегодня попутешествуем по твоей любимой стране?
Фея: Конечно можно, если ребята будут не просто путешествовать, а выполнять разные задания.
Воспитатель: Ну, что, ребята, согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: (дети вместе с воспитателем становятся в круг).
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем на право,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И играть начнем.
(дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Дидактическая игра «Определи свое место»
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
2. Основная часть.
Воспитатель: Давайте сейчас с вами вспомним: какой сегодня день недели? ( ответ детей: четверг). А какой день недели будет завтра? ( ответ детей: пятница). Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера? ( ответ детей: среда). Какое сегодня число и месяц? (ответ детей). А какие вы знаете части суток?
Ответы детей: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте, на чем мы отправимся путешествовать:
Загадка про автобус: «Что за дом, чудесный дом,
Пассажиры едут в нем,
Ноги у него в резине,
А питается бензином».
Ответ детей: Автобус
Воспитатель: Молодцы! А теперь занимайте свои места в нашем автобусе.
Дети сели за столы.
Воспитатель: Наше путешествие началось.
Смотрите, ребята, а что это лежит перед вами?
Дети: Это разноцветные полоски.
Воспитатель: Наше задание называется «Разноцветные полоски». Посмотрите на них внимательно и скажите, полоски все одинаковые?
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: Ребята вам нужно разложить полоски от самой короткой, до самой длинной, и наоборот от самой длинной, до самой короткой.
(дети выполняют задания, 1 ряд от самой короткой, а 2 от самой длинной).
Воспитатель: Молодцы, ребята выполнили задание. Едем дальше.
Ребята, вот следующее задание, называется «Разгадай – ка». Смотрите ребята (на доске нарисованы цифры, но цифры, через одну пропущены).
Ребята, что нужно сделать? ( ответ детей: нужно вставить цифры) – Давайте вставим нужные цифры и узнаем, что получиться (приглашаю одного ребенка к доске, на столе лежат цифры, ребенок выбирает недостающую и показывает детям.
Что получилось ( ответ ребенка: это числовой ряд)
Воспитатель: Дети, кто посчитает от 1 до 10 (спрашиваю одного ребенка) – Кто сможет посчитать обратно? (спрашиваю другого ребенка) Молодцы!
Воспитатель: Следующее задание «Волшебные фигуры» (показываю формат с геометрическими фигурами). – Как можно назвать эти фигуры? ( ответ детей: геометрические) – Ребята, скажите, какая геометрическая фигура находиться в центре? ( ответ: розовый квадрат) – Какая фигура находиться в левом верхнем углу? ( ответ: желтый треугольник) – Сосчитайте, сколько всего четырехугольников изображено? ( ответ: восемь) и. т. д.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Следующее задание: "Отдыхай – ка"
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну – ка плечи распрямите
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Мы хорошо отдохнули!
Следующее задание:
"Сделай поровну"
На столе стоит лесенка. На 1 ступеньке стоит 7 елочек, на 2 ступеньке 8 грибочков.
Скажите, ребята, сколько елочек стоит на первой ступеньке? Сколько на второй? Чего больше? Что надо сделать чтобы елочек и грибочков было поровну, и. т. д.
Воспитатель: Последнее задание «Веселые задачки». Ребята, давайте ответим на вопросы:
Сколько носов у трех поросят? (3)
Сколько ушей у двух слонов? (4)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько раз в году бывает День рождения? (1)
Какое сейчас время года? (Весна)
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
Сколько углов в треугольнике? (3)
Что бывает раньше: утро или вечер?
Из какой посуды нельзя ничего есть?
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания.
А теперь пора возвращаться в детский сад.
Фея: Ребята, понравилось вам путешествовать по моей стране? А что вам понравилось больше всего (ответы детей).
А мне понравилось, что вы ответили на все мои вопросы. Молодцы.
Литература:
1. Инновационная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010
2. Ресурсы Сети интернет. Точка доступа https://gigabaza.ru/doc/11155.html
3. Ресурсы Сети интернет. Точка доступа https://docplayer.ru/37261721-1-skolko-nosov-u-treh-kotov-2-skolko-ushey-u-dvuh-myshey-3-kakaya-cifra-spryatalas-v-slove-sem-ya-4-skolko-palcev-na-odnoy-ruke.html
4. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М. : Академия, 2010.