Получи документы

Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине

Савенкова Мария
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине
▼ Скачать + Заказать документы

Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине

Старший дошкольный возраст является заключительным периодом дошкольного возраста. Возраст 5-7 лет важный период не только в личностном и психическом развитии ребенка, а также для развития мышления, воли, внимания. Появление произвольности – главное изменение в деятельности старшего дошкольника, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте происходят количественные и качественные изменения в памяти. В работах Н. А. Чепцовой объясняется, что изменения качества памяти связаны с возникновением опосредованности, а также произвольности, возникающие в силу того, что информация не просто интересует ребенка, а он запоминает ее в силу того, что ему необходима эта информация [2, c. 9].

Этими же факторами объясняется развитие внимания.

Н. А. Чепцова отмечает, в случае развития умения памяти удерживать большой объем информации, правильно распределять ее, переключаться с одного объекта на другой, у ребенка возрастает произвольность в действиях, при этом он все больше концентрируется на выполнении конкретной задачи. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: в младшей группе большинство детей концентрируются исключительно на внешних ярких признаках объектов; в старших группах – дети удерживают внимание на решении конкретно поставленной цели [2, c. 15]. На занятиях в детском саду дети 5-6 лет способны сосредоточивать свое внимание на задании в течение 20 минут, а также удержать в своей памяти несложное для его понимания условие.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в этот период речь. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. В этом возрасте ребенок утрачивает интерес к познавательному общению с взрослыми, его больше интересует общение личностное. По мнению советского психолога А. У. Хараш, именно в личностном общении у ребенка формируется черты характера и мировоззрение [3, c. 18]. К моменту поступления в школу связная речь у детей достаточно хорошо развита, что способствует качественному формированию мышления, различных его качеств.

Мышление, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,

А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, высшая ступень познания человеком действительности. Уже к 5-6 годам ребенок способен решить появляющиеся на его пути проблемные ситуации тремя способами : используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Однако, старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, интенсивного формирования логического мышления. Как отметила И. Л. Матасова в своем исследовании, где она сравнивала усвоение дошкольниками разных возрастов высших логических операций в различных ситуациях, что только дети старшего дошкольного возраста могут достигать определённых результатов в их усвоении.

Достигнув оптимального уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления, ребенок чувствует уверенность в своих силах в постижении поставленных целей.

В. А. Деркунская, проводя исследования, приходит к выводу, что в старшем дошкольном возрасте активную фазу развития проходит мыслительная деятельность, причем развивается она преимущественно с помощью наглядности и образов. Справится с поставленной задачей (независимо оттого, какого она вида: абстрактно-логическая, репродуктивная, слуховая, временная, визуальная, осязательная или пространственная) старший дошкольник может с помощью представлений [16, с. 21]. Детские представления также претерпевают трансформацию : изменяется их динамика, содержательность и форма.

Для старшего дошкольного периода характерно освоение норм морали, нравственных привычек, разнообразных чувств, а также отношений. Именно этот период можно считать важным при развитии механизмов, определяющих поведение, деятельность, становление будущей личности ребенка. Связано это с тем, что в умственном и эмоционально-волевом развитии ребенка происходят большие изменения, которые также отражаются при общении со взрослыми, в мотивации, и могут быть охарактеризованы достигнутым уровнем нравственного воспитания.

По сравнению со средним дошкольным возрастом, в старшем дошкольном возрасте происходит более активное формирование осознанного поведения. Дети в возрасте от пяти до семи лет уже могут предвидеть последствия каждого из своих действий. В отличие от средних дошкольников в поведении старших дошкольников отсутствует ситуативность, их поведение целенаправленное, сознательное.

Можно говорить о том, что у дошкольников появляются как самосознание, так и волевая регуляция собственного поведения. Самосознание можно охарактеризовать за счет появления собственной или внутренней позиции у дошкольника, т. е. устойчивой системы отношений, связанной с собственным поведением, с отношением к людям, окружающему миру. Занимаемая внутренняя позиция ребенка способна выступать в качестве исходного пункта, связанного с возникновением и последующем развитием волевых качеств личности, в которых может проявляться способность ребенка к независимости, настойчивости, самостоятельности, а также целеустремленности.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен проявлять ответственность за свое поведение, использовать самоконтроль, планировать свои действия, организовывать работу. Именно в этот период у ребенка происходит формирование самосознания, за счет более интенсивного интеллектуального и личностного развития, проявляется самооценка базирующаяся на первоначальной эмоциональной самооценке («я хороший») и оценка чужого поведения, носящая рациональный характер. Ребенок способен оценивать вначале действия окружающих, а уже потом собственные действия, моральные качества и умения. В возрасте семи лет, дети уже могут адекватно оценивать себя [1, c. 56].

По нашему мнению, дети старшего дошкольного возраста должны проявлять устойчивый интерес к разнообразным социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания старшими дошкольниками окружающего мира. При реализации процесса обучения, дошкольники в возрасте от пяти до семи лет способны получать больший объем знаний, который выходит за пределы их собственного личного опыта.

В своих исследованиях Л. С. Выготский утверждает, что в старшем дошкольном возрасте происходит формирование необходимых социально значимых ценностей, а значит и сознание ребенка более гибкое. Именно для этого возраста характерно накопление необходимых знаний, которые позволяют делать выводы о характере взаимоотношений между людьми. Задача воспитателя – это обучение ребенка таким ценностям, как любовь, доброта, верность.

Г. С. Абрамова и Л. И. Божович, в своих исследованиях объясняют, что в старшем дошкольном возрасте успешно происходит формирование необходимых представлений и понятий о Родине, если учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. В качестве первой особенности выступает интенсивный характер развития познавательных процессов, в том числе, познавательной активности. Для сознания старших дошкольников характерно активное развитие абстрактного мышления, т. е. ребенок начинает усваивать учебный материал основываясь исключительно на представлениях. Активизируется потребностно-мотивационная сфера, т. е. ребенок действует уже не исходя из сиюминутной ситуации, а руководствуясь осознанными целями, требованиями и чувством нравственного долга. В качестве еще одной особенности выступает устойчивый характер форм поведения. В результате у воспитанника появляется интерес к тому, что такое коллектив, какими интересами он обладает, ребенок становится активным участником коллективной деятельности, у него наблюдается формирование чувства товарищества, ответственности за общее дело, сопереживания и т. д.

А. Я. Коменский писал о том, что чувство любви, которое ребенок испытывает к собственным родителям и своему дому является первым этапом в процессе патриотического воспитания. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «воспитание любви к родному краю, культуре, речи – это задача первостепенной важности. Дмитрий Сергеевич подчеркивает, что она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Эта любовь постепенно расширяется и переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, ко всему человечеству. В процессе воспитания любви к Родине происходит обогащение представлений о ней, поскольку невозможно полюбить то, о чем мы мало знаем, важно чтобы это стало нам очень близким, знакомым.

Основываясь на идеях отечественных педагогов и мыслителей, можно утверждать, что невозможно научить человека любить абстрактную Родину, когда она представляется ребенку как разноцветный участок на карте, очерченный границами, или в виде безымянных картин природы, мелькающих на экранах. Ценность Родины тем выше, чем конкретнее, ближе для человека образ, представляющийся в его сознании. Именно этим и ценен процесс формирования представлений старших дошкольников о Родине.

В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации ставится вопрос о необходимости организации в образовательном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей. Эта работа должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей, национальной культуры и традиций народа [4, с. 63].

В Концепции условно выделяется несколько этапов процесса патриотического воспитания детей, которые можно соотнести со сложным и многогранным процессом формирования представлений старших дошкольников о Родине. Первый этап связан с усвоением ценностей семейной жизни, которые проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень характеризуется осознанным принятием личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни в рамках Родины (родного села, города, района, области, края, республики). На этом этапе происходит обогащение представлений о понятиях «мой дом», «малая родина», «родная земля», «Отечество». Затем происходит переход на высшую ступень процесса духовно-нравственного развития – ступень российской гражданской идентичности. Только пройдя все этапы гражданско-патриотического воспитания, человек становится истинным гражданином Российской Федерации, освоив культурные богатства своей страны и ее многонационального народа, осознав их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Формирование представлений о Родине невозможно без приобретения детьми определенного опыта. Развивать любовь к Родине и обогащать представления о ней возможно также через практическую деятельность. Только собственная деятельность на благо родному краю вызывает бережное и трепетное отношение к нему, которое со временем способно перерасти в любовь и в осознание своего родного края как ценности [4, c. 14].

Формирование и обогащение представлений о Родине начинается в семье, так как именно здесь закладываются все виды социального воспитания ребенка. Патриотизм начинается с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Как указывает Ф. Ф. Слипченко, «процессу формирования и обогащения представлений о Родине способствуют картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю».

Кроме того, представления о Родине значительно обогащаются в процессе изучения местных легенд, сказок и песен, исторических повествований и памятников. Необходимо показывать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [2, c. 37].

Стоит также отметить, что существенное влияние на процесс формирования и обогащения представлений старших дошкольников о Родине оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят материально-техническую базу учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным – психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств [3, с. 28].

Таким образом, формирование представлений старших дошкольников о Родине является целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка с целью расширения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Мы выделили, что основными особенностями формирования представлений о Родине детей будут являться следующие: формирование данных представлений начинается в кругу ближайшего окружения, в семье; необходимость обеспечения полноты и содержательности представлений старших дошкольников о Родине; процессу формирования и обогащения представлений о Родине способствуют показ картин родной природы, изучение местных легенд, сказок и песен, исторических повествований и памятников; в рамках формирования представлений о Родине старших дошкольников необходимо знакомить с историей родного края, его традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми; на качество процесса формирования представлений о Родине оказывает влияние развивающая среза ДОО, обстоятельства ближайшего окружения, а также индивидуальные психофизические особенности детей, их мотивация и стремление к участию в данной деятельности.

Список литературы:

1. Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи /

А. Н. Вырщиков, Н. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград, 2008. – 485 с

2. Чепцова, Н. А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании / Н. А. Чепцова. – Кострома, 2006. – 23 с.

3. Хараш, А. У. Руководитель, его личность и деятельность / А. У. Хараш. – М. : Знание, 1991. – 64 с.

4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: Текстовое изложение от 16.02.2001. №122 [Электронный ресурс] // URL : https://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 481:2012-11-25-16-27-44&catid= 50:2008-12-22-12-36-36 ( Дата обращения: 25.11.2022).

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект «Я хочу как папа быть, так же Родине служить» для старшего дошкольного возрастаПроект «Я хочу как папа быть, так же Родине служить» для старшего дошкольного возраста Проект подготовили: Кучина Т. В. – воспитатель, Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проблема:.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 17:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине» (включая файлы) размещена пользователем Савенкова Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД