Савенкова Мария
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине
Старший дошкольный возраст является заключительным периодом дошкольного возраста. Возраст 5-7 лет важный период не только в личностном и психическом развитии ребенка, а также для развития мышления, воли, внимания. Появление произвольности – главное изменение в деятельности старшего дошкольника, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Публикация «Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений о Родине» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте происходят количественные и качественные изменения в памяти. В работах Н. А. Чепцовой объясняется, что изменения качества памяти связаны с возникновением опосредованности, а также произвольности, возникающие в силу того, что информация не просто интересует ребенка, а он запоминает ее в силу того, что ему необходима эта информация [2, c. 9].
Этими же факторами объясняется развитие внимания.
Н. А. Чепцова отмечает, в случае развития умения памяти удерживать большой объем информации, правильно распределять ее, переключаться с одного объекта на другой, у ребенка возрастает произвольность в действиях, при этом он все больше концентрируется на выполнении конкретной задачи. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: в младшей группе большинство детей концентрируются исключительно на внешних ярких признаках объектов; в старших группах – дети удерживают внимание на решении конкретно поставленной цели [2, c. 15]. На занятиях в детском саду дети 5-6 лет способны сосредоточивать свое внимание на задании в течение 20 минут, а также удержать в своей памяти несложное для его понимания условие.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в этот период речь. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. В этом возрасте ребенок утрачивает интерес к познавательному общению с взрослыми, его больше интересует общение личностное. По мнению советского психолога А. У. Хараш, именно в личностном общении у ребенка формируется черты характера и мировоззрение [3, c. 18]. К моменту поступления в школу связная речь у детей достаточно хорошо развита, что способствует качественному формированию мышления, различных его качеств.
Мышление, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, высшая ступень познания человеком действительности. Уже к 5-6 годам ребенок способен решить появляющиеся на его пути проблемные ситуации тремя способами : используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Однако, старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, интенсивного формирования логического мышления. Как отметила И. Л. Матасова в своем исследовании, где она сравнивала усвоение дошкольниками разных возрастов высших логических операций в различных ситуациях, что только дети старшего дошкольного возраста могут достигать определённых результатов в их усвоении.
Достигнув оптимального уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления, ребенок чувствует уверенность в своих силах в постижении поставленных целей.
В. А. Деркунская, проводя исследования, приходит к выводу, что в старшем дошкольном возрасте активную фазу развития проходит мыслительная деятельность, причем развивается она преимущественно с помощью наглядности и образов. Справится с поставленной задачей (независимо оттого, какого она вида: абстрактно-логическая, репродуктивная, слуховая, временная, визуальная, осязательная или пространственная) старший дошкольник может с помощью представлений [16, с. 21]. Детские представления также претерпевают трансформацию : изменяется их динамика, содержательность и форма.
Для старшего дошкольного периода характерно освоение норм морали, нравственных привычек, разнообразных чувств, а также отношений. Именно этот период можно считать важным при развитии механизмов, определяющих поведение, деятельность, становление будущей личности ребенка. Связано это с тем, что в умственном и эмоционально-волевом развитии ребенка происходят большие изменения, которые также отражаются при общении со взрослыми, в мотивации, и могут быть охарактеризованы достигнутым уровнем нравственного воспитания.
По сравнению со средним дошкольным возрастом, в старшем дошкольном возрасте происходит более активное формирование осознанного поведения. Дети в возрасте от пяти до семи лет уже могут предвидеть последствия каждого из своих действий. В отличие от средних дошкольников в поведении старших дошкольников отсутствует ситуативность, их поведение целенаправленное, сознательное.
Можно говорить о том, что у дошкольников появляются как самосознание, так и волевая регуляция собственного поведения. Самосознание можно охарактеризовать за счет появления собственной или внутренней позиции у дошкольника, т. е. устойчивой системы отношений, связанной с собственным поведением, с отношением к людям, окружающему миру. Занимаемая внутренняя позиция ребенка способна выступать в качестве исходного пункта, связанного с возникновением и последующем развитием волевых качеств личности, в которых может проявляться способность ребенка к независимости, настойчивости, самостоятельности, а также целеустремленности.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен проявлять ответственность за свое поведение, использовать самоконтроль, планировать свои действия, организовывать работу. Именно в этот период у ребенка происходит формирование самосознания, за счет более интенсивного интеллектуального и личностного развития, проявляется самооценка базирующаяся на первоначальной эмоциональной самооценке («я хороший») и оценка чужого поведения, носящая рациональный характер. Ребенок способен оценивать вначале действия окружающих, а уже потом собственные действия, моральные качества и умения. В возрасте семи лет, дети уже могут адекватно оценивать себя [1, c. 56].
По нашему мнению, дети старшего дошкольного возраста должны проявлять устойчивый интерес к разнообразным социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания старшими дошкольниками окружающего мира. При реализации процесса обучения, дошкольники в возрасте от пяти до семи лет способны получать больший объем знаний, который выходит за пределы их собственного личного опыта.
В своих исследованиях Л. С. Выготский утверждает, что в старшем дошкольном возрасте происходит формирование необходимых социально значимых ценностей, а значит и сознание ребенка более гибкое. Именно для этого возраста характерно накопление необходимых знаний, которые позволяют делать выводы о характере взаимоотношений между людьми. Задача воспитателя – это обучение ребенка таким ценностям, как любовь, доброта, верность.
Г. С. Абрамова и Л. И. Божович, в своих исследованиях объясняют, что в старшем дошкольном возрасте успешно происходит формирование необходимых представлений и понятий о Родине, если учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. В качестве первой особенности выступает интенсивный характер развития познавательных процессов, в том числе, познавательной активности. Для сознания старших дошкольников характерно активное развитие абстрактного мышления, т. е. ребенок начинает усваивать учебный материал основываясь исключительно на представлениях. Активизируется потребностно-мотивационная сфера, т. е. ребенок действует уже не исходя из сиюминутной ситуации, а руководствуясь осознанными целями, требованиями и чувством нравственного долга. В качестве еще одной особенности выступает устойчивый характер форм поведения. В результате у воспитанника появляется интерес к тому, что такое коллектив, какими интересами он обладает, ребенок становится активным участником коллективной деятельности, у него наблюдается формирование чувства товарищества, ответственности за общее дело, сопереживания и т. д.
А. Я. Коменский писал о том, что чувство любви, которое ребенок испытывает к собственным родителям и своему дому является первым этапом в процессе патриотического воспитания. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «воспитание любви к родному краю, культуре, речи – это задача первостепенной важности. Дмитрий Сергеевич подчеркивает, что она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Эта любовь постепенно расширяется и переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, ко всему человечеству. В процессе воспитания любви к Родине происходит обогащение представлений о ней, поскольку невозможно полюбить то, о чем мы мало знаем, важно чтобы это стало нам очень близким, знакомым.
Основываясь на идеях отечественных педагогов и мыслителей, можно утверждать, что невозможно научить человека любить абстрактную Родину, когда она представляется ребенку как разноцветный участок на карте, очерченный границами, или в виде безымянных картин природы, мелькающих на экранах. Ценность Родины тем выше, чем конкретнее, ближе для человека образ, представляющийся в его сознании. Именно этим и ценен процесс формирования представлений старших дошкольников о Родине.
В концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации ставится вопрос о необходимости организации в образовательном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей. Эта работа должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей, национальной культуры и традиций народа [4, с. 63].
В Концепции условно выделяется несколько этапов процесса патриотического воспитания детей, которые можно соотнести со сложным и многогранным процессом формирования представлений старших дошкольников о Родине. Первый этап связан с усвоением ценностей семейной жизни, которые проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень характеризуется осознанным принятием личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни в рамках Родины (родного села, города, района, области, края, республики). На этом этапе происходит обогащение представлений о понятиях «мой дом», «малая родина», «родная земля», «Отечество». Затем происходит переход на высшую ступень процесса духовно-нравственного развития – ступень российской гражданской идентичности. Только пройдя все этапы гражданско-патриотического воспитания, человек становится истинным гражданином Российской Федерации, освоив культурные богатства своей страны и ее многонационального народа, осознав их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Формирование представлений о Родине невозможно без приобретения детьми определенного опыта. Развивать любовь к Родине и обогащать представления о ней возможно также через практическую деятельность. Только собственная деятельность на благо родному краю вызывает бережное и трепетное отношение к нему, которое со временем способно перерасти в любовь и в осознание своего родного края как ценности [4, c. 14].
Формирование и обогащение представлений о Родине начинается в семье, так как именно здесь закладываются все виды социального воспитания ребенка. Патриотизм начинается с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Как указывает Ф. Ф. Слипченко, «процессу формирования и обогащения представлений о Родине способствуют картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю».
Кроме того, представления о Родине значительно обогащаются в процессе изучения местных легенд, сказок и песен, исторических повествований и памятников. Необходимо показывать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [2, c. 37].
Стоит также отметить, что существенное влияние на процесс формирования и обогащения представлений старших дошкольников о Родине оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят материально-техническую базу учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным – психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств [3, с. 28].
Таким образом, формирование представлений старших дошкольников о Родине является целенаправленным процессом педагогического воздействия на личность ребенка с целью расширения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Мы выделили, что основными особенностями формирования представлений о Родине детей будут являться следующие: формирование данных представлений начинается в кругу ближайшего окружения, в семье; необходимость обеспечения полноты и содержательности представлений старших дошкольников о Родине; процессу формирования и обогащения представлений о Родине способствуют показ картин родной природы, изучение местных легенд, сказок и песен, исторических повествований и памятников; в рамках формирования представлений о Родине старших дошкольников необходимо знакомить с историей родного края, его традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми; на качество процесса формирования представлений о Родине оказывает влияние развивающая среза ДОО, обстоятельства ближайшего окружения, а также индивидуальные психофизические особенности детей, их мотивация и стремление к участию в данной деятельности.
Список литературы:
1. Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи /
А. Н. Вырщиков, Н. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград, 2008. – 485 с
2. Чепцова, Н. А. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в поливариативном дошкольном образовании / Н. А. Чепцова. – Кострома, 2006. – 23 с.
3. Хараш, А. У. Руководитель, его личность и деятельность / А. У. Хараш. – М. : Знание, 1991. – 64 с.
4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ: Текстовое изложение от 16.02.2001. №122 [Электронный ресурс] // URL : https://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 481:2012-11-25-16-27-44&catid= 50:2008-12-22-12-36-36 ( Дата обращения: 25.11.2022).