Элия
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди обучающихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при : распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т. д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность адаптационного образовательного учебного процесса с обучающимися в начальных классах.
Темочки:
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у обучающегося, например у:
сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;
холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Учитель начальных классов может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у ребенка.
• У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
• Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
• Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
Из характеристики темпераментов ясно, что необходимо в начале обучения в школе к детям с различным темпераментом относится одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.
«В процессе воспитания, — писал Б. М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы ребенка». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием сангвинического темперамента.
1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
2. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры
3. Упражнение на произвольность поведения.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.
1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
2. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де-тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
3. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.
1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
3. «Попугай» (произвольность чувств).
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
4. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например такие:
a) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
b) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
в) ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием меланхолического темперамента.
1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).
Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.
2. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
3. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
a) Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения
и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
b) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.
«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.