Светлана Жердева
План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна»
▼ Скачать + Заказать документы
План
организации образовательного процесса
по теме комплексно- тематического планирования
по теме «Моя страна»
Обогащение предметно-развивающей среды
2-я младшая группа
подборка иллюстраций, картин, грамзаписей по теме проекта;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- подборка фотографий видов города;
- материал для изобразительной деятельности.
изображение государственного флага России,
конверты для игры «Составь флаг»,
Публикация «План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования „Моя страна“» размещена в разделах
чистый лист ватмана,
вырезанные заранее картинки разных домов, машин, клей.
Средняя группа
Создание в группе развивающей среды: пополнить
*«Центр изодеятельности» образцами игрушек народных промыслов, различными материалами (глина, пластилин, гуашь, крупа и т. д., раскрасками с изображением русских людей в национальных костюмах, предметов утвари и народного быта, трафаретами и переводками;
* «Центр музыки» - народными инструментами (их изображениями);
* «Центр театрализованной деятельности -различными видами театров»;
* Библиотека» - книгами с устным народным творчеством.
Старшая группа
Пособие «Далёкая, седая старина» (автор - Ю. А. Акимова)
Русские народные музыкальные инструменты
Ростовые куклы в русских народных костюмах
Коллекция образцов народно-прикладного искусства
Коллекция русских народных сказок
Атрибуты для сюжетно-роевых игр «Дом», «Школа», «Строим дом», «Путешествие по городу» и др.
Энциклопедия «История России для детей
Дидактическое пособие «С чего начинается Родина»
Подготовительная группа
презентация «Россия – родина моя»,
фонограмма гимна РФ,
гуашь, листы бумаги, кисточки.
образцы народных костюмов
картотека стихов, песен на тему
Тематические иллюстрированные альбомы.
выставка продуктов детской деятельности;
Раскраски «Народы России».
Энциклопедия «Народы России»
Глобус и карта России
Методы работы с детьми
2-я младшая группа
• Словесные методы;
-Беседа «Дом, в котором я живу». Цель: расширять представления о семье.
-Рассказ воспитателя о родном городе. Цель: рассказать детям о том, что в городе есть детские сады, школы, больницы и т. д.
-Беседа «Что значит любить родителей?» Цель: Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.
-Беседы на тему «Моя семья», «Все профессии нужны», «Выходной день в моей семье» . Цель: Объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей, семьи для каждого. Закрепить имена членов семьи и других близких родственников, их профессии. Закрепить диалогическую, грамматически правильную речь, обогащение словарного запаса.
-Чтение произведений о семье «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка», «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «Волк и козлята» обработка А. Н. Толстого, «Мама заболела» Н. Григорьева. Цель: Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое в жизни каждого человека. Развитие слухового восприятия, речи, мышления.
-Заучивание стихотворений о семье (домашнее задание) Цель: совместная деятельность родителей и детей, развитие памяти, речи, интерес к художественным произведениям.
• Наглядные методы;
-Рассматривание альбома «Мой город». Цель: учить видеть красоту в окружающем мире.
-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» Цель: Воспитывать любовь к Родине. Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
-Фотовыставка «Мама, папа, я- дружная семья». Цель: Возрождение жанра семейной фотографии и популяризация семейных фото архивов. Поддержка творческой активности родителей
• Игровые методы;
-Дидактические игры «Кто главный», «Кого как зовут», «Кто где живет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово». Цель: Учить детей называть членов семьи, называть свой адрес; ласково, с любовью обращаться к своим близким; развитие памяти, связной речи; воспитывать любовь к своей семье.
- Пальчиковые игры «Семья», «Кто живет у нас в квартире». Цель: Развитие мелкой моторики рук, продолжать учить детей согласовывать свои движения с текстом.
-Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки матери», «Бабушка приехала». Цель: Учить детей взаимодействовать в игре (мама-дочка, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.
• Практические методы.
-ОД Художественная деятельность. Аппликация «Платье для мамы» Цель: Изготовление подарка для своих членов семьи; развитие мелкой моторики рук, совершенствовать навыки и умения в аппликации, развивать художественный вкус и творческое отношение к работе.
-Аппликация с подгруппой детей «Окна в доме». Цель: закрепить правильные приёмы наклеивания.
-Раскраски по теме «Город». Цель: формировать умение раскрашивать, не выходя за контур.
-ОД Художественная деятельность. Рисование «Подарок для папы» . Цель: Изготовление подарка для своих членов семьи; продолжать учить детей правильно держать кисть, закрепить названия цветов.
-Рисование мелками на улице «Моя семья». Цель: Развитие творческих способностей, желание делиться своими эмоциями с товарищами
Средняя группа
Словесные:
-Беседа «В каком городе ты живешь?» Цель: Формировать представления детей о родном городе.
-Чтение «Берегите Россию»,«Я – русский человек» - В. Гусев. Цель: воспитание патриотического чувства к Родине.
-Беседа «Государственная символика» Цель: Дать первоначальное представление детям о символах России (флаг, герб, гимн);
-Беседа с детьми «Кто и где живёт?», «Мой адрес». Цель: формировать у детей понятие «Малая Родина», расширять словарный запас, учить внимательно слушать и наблюдать, развивать речь и память.
-Беседа «Главный город нашей страны». Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России. Задачи: формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Беседа «История Московского Кремля» Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Беседа «Русские народные промыслы» Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Беседа: «Климатические зоны России» Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
Практические:
-Аппликация «Российский флаг». Цель: Закрепить представление детей о Российском флаге, его цветах, их правильном расположении, закреплять умение аккуратно наклеивать детали.
-Рисование««Дом, в котором ты живешь». Цель: Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним. Развивать детское творчество. Приобщать к изобразительному искусству.
Наглядные:
-ОД «Путешествие по родному поселку» Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.
-Просмотр презентация «Моя малая Родина» Цель: Закреплять знания детей о родном поселке.
-Работа с картами и схемами нашего поселка. Цель: Учить детей узнавать на схеме знакомые объекты, находить свой дом.
-Экскурсия к памятнику. Цель продолжать расширять кругозор детей, прививать положительное отношение к родному городу.
Игровые:
-Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу». Цель: воспитывать положительное отношение к родному городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским отношениям со сверстниками
-Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
-П\и «Горелки» Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.
-Сюжетно - ролевая игра: «Семья». Цель: Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт русской семьи.
-
Старшая группа
Словесные:
-Беседа «Красивое место нашего города» - закрепить представление о знакомых местах родного города, научить узнавать их; развивать интерес к родному городу.
-Беседа «Россия – огромная страна» - формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российской Федерацией, в ней много городов и сел. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.
-Беседа о родной стране, ее истории; рассказы о достопримечательностях России; знакомство с гербом и флагом России - расширение представлений детей о родной стране; развитие интереса к истории своей страны, воспитывать гордость и любовь к ней.
-Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился» Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра
-Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина
«Береза»
-Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»
-Рассказывание по картине «Москва – столица нашей Родины». Цель: закреплять умение составлять последовательный рассказ из 5-6 предложений.
Игровые:
-Дидактическая игра «С какого дерева листок» Цель: закреплять знания детей о деревьях России.
-Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова» Цель: закрепить знания по теме «Дикие и домашние животные России».
-Подвижная игра «Заря-заряница» Цель: продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.
-Сюжетно - ролевая игра: «Магазин русской игрушки». Цель:закреплять знания о русской игрушке, русском народном промысле. Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
-Игра-путешествие “Город мой родной”.Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу
-Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва» Цель: закрепить знания о символики нашей страны
Практические:
-Рисование «Мой город» - познакомить детей с историей родного города. Учить изображать карандашом контуры многоэтажных и одноэтажных домов.
-Праздник «День города» - расширять представления детей о родном городе, вызвать интерес к истории своего города; воспитывать чувство любви к нему, уважения к его жителям.
-Рисование «Кремлевские башни» Цель: учить детей передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно – двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска.
-Аппликация «Укрась сарафан» Цель: Учить составлять узор, используя короткие линии, штрихи. Развивать умение подбирать гармоничные цветосочетания, строить узор, чередуя декоративные элементы
-Праздник «Край, в котором мы живем» Цель: воспитание любви к Родине, уважения к народам разных национальностей, их культуре.
- Развлечение «Россия – наша Родина» Цель: продолжать формировать у детей представление о стране, в которой мы живем, воспитывать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за страну.
Наглядные:
-Работа с атласом «Наша Родина – Россия» - закрепить представление о Родине, ее размерах, богатстве, народах и национальностей России.
-«Мой город. Экскурсия по улицам города» Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.
-Рассматривание альбома «Наш любимый город».
- Рассматривание альбома «Природа на планете Земля»
-Просмотр мультфильма о богатыре Илье Муромце. Цель: расширять знания о земле русской, воспитывать любовь к Родине, гордость за русский народ
Подготовительная группа
Словесные:
-Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Программное содержание: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение.
-Беседы с детьми на темы:
1.«Москва –столица нашей родины» Цель: закрепить знания детей о Москве (символика, местоположение на карте, достопримечательности, воспитывать любовь к столице России, закрепить знания об историческом прошлом столицы (история Кремля).
2. «Береза – символ России» Цель: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему она является символом нашей страны, продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
3.«Народные традиции. Хлебосольство» Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб- это итог большой работы многих люде; воспитывать интерес к народным традициям.
4. «Как велика моя земля, как широки ее просторы» Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе, познакомить с географической картой, учить «читать» ее, дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их, воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
-Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
- «Зилян» - татарская народная сказка;
- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
- «Язык змей» - марийская народная сказка;
- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;
- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;
- «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка;
- «Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.
• Рассказы, повести:
- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю. ;
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».
• Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»
Практические :
-Рисование"Дадим шар земной детям". Программное содержание: Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Закреплять технику рисования красками (смешивание красок, правильный подбор в соответствии с фоном, правильное распределение предметов на плоскости листа с соблюдением пропорций предметов.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства (изобразительному, музыкальному, литературному, художественный вкус, чувство уважения к детям мира; средствами искусства закреплять эстетическое восприятие, стремление передавать свои знания в разных видах деятельности.
-Рисование "Российский флаг" Программное содержание: Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране. Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
- Лепка «Монумент памяти». Программное содержание:. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за Отечество;Воспитывать уважительное отношение к прошлому;Закреплять умение детей изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием, логически связанных между собой;Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска и по частям);Развивать творчество.
-Развлечения:
Хоровод : «Во поле берёзка стояла».
Прослушивание песни «От чего так в России березы шумят…».
«Ай, да березка»- хоровод.
Прослушивание песни «Ах, ты береза» Раухвейгера.
Русские народные песни «Во поле березка стояла», Ой да у дороженьки березка».
Фольклорный праздник «Русские посиделки»
-Аппликация:
- «Спасская башня»;
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
Игровые:
Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Иностранец»
- «Чей костюм?»;
- «Укрась кокошник (Калфак)»;
- «С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
• Подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки»
Наглядные:
-Показ презентаций:
«Россия – Родина моя» Цель: закрепить знания о нашей великой стране, о ее городах, природных объектах, богатствах, воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе родного края.
«Русская матрешка» Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с происхождением и созданием матрешки.
«Город чудный – город древний» Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
«Дети - герои ВОВ» Цель: познакомить детей с юными защитниками Родины, которые плечом к плечу со взрослыми сражались с захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
«Города-герои» Цель: презентация посвящена героическому подвигу городов бывшего СССР в годы Великой Отечественной войны.
Список литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе».- Воронеж, 2010.
2. Жуковская Р. И. «Родной край» -М., 1990.
3. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2005г.
4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью (по всем возрастным группам). 2005г.
5. «Мой родной город» (о Москве).
6. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
7. Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.
8. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика – синтез, 2014.
9. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
10. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей» (4-6 лет, 6-7 лет). – Москва: Сфера, 2007.
О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
11. Жариков А. Д. Растим детей патриотами. М., 1980.
12. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина. М., 1984
13. Маханёва М. Д Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2009.
14. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание – 2003г. - № 6