Дадаев Сергей
Учет гендерных особенностей детей в физическом воспитании в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка
Публикация «Учет гендерных особенностей детей в физическом воспитании в ДОУ» размещена в разделах
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка.
Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек
(мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке
(девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз)
3. Различия по времени (девочки прыгают на скакалке 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования
(девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям (некоторыми упражнениями мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они требуют большего времени для овладения).
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий
(девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений)
8. Расстановка и уборка снарядов (девочки расставляют и убирают мелкий, легкий инвентарь, а мальчики - крупнее).
9. Различия в оценке деятельности
(для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности,
а для девочек – кто их оценивает и как.)
10. Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
12. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее: • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Активное формирование соответствующее полу ролевое поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее здоровье ребенка.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для формирования гендерной социализации ребенка.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей должно помочь ребенку осознать себя представителем определенного пола. Необходимо создать условия для формирования таких качеств личности, которые позволяют в будущем быть успешным в современном обществе.