Светлана Голубева
Учебно-наглядное пособие для автоматизации звуков в словах «Веселые дорожки»
Пособие простое в использовании и изготовлении. Пособие «Веселые дорожки», основанное на коротких рифмовках, помогает логопеду сделать период автоматизации звука в словах увлекательным и интересным для детей.
Главная цель пособия – создание благоприятных условий на этапе автоматизации звука. Поддержание интереса ребенка к логопедическим занятиям.
Логопедическое пособие «Веселые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.
Публикация «Учебно-наглядное пособие для автоматизации звуков в словах „Веселые дорожки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
При работе с данным пособием решаются следующие задачи:
• Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Работать над просодической стороной речи (темп, ритм, паузы, дыхание, интонирование, ударение).
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Работать над слоговой структурой слова.
• Развивать эмоциональную сферу и творческие способности детей.
Методическое пособие включает в себя :
Картинный материал.
Подборку двустрочных рифмовок, состоящих из слов с автоматизируемым звуком. Рифмовки подобраны практически на все группы звуков, которые часто нарушены в речи детей.
Методическое пособие универсально и многообразно в использовании, как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий.
Пособие может стать полезным так же для воспитателей и родителей, музыкальных руководителей.
САНКИ, СОК, КОСА, ЛИСА,
САМОЛЕТ, СОВА, ОСА.
КАКТУС, ЭСКИМО, НАСОС,
АНАНАС, АВТОБУС, НОС.
ВАЗА, ЗУБ, ЗАБОР, БЕРЕЗА,
ЗОНТ, ЗВОНОК, ЗАМОК, МИМОЗА.
ЦАПЛЯ, ПАЛЕЦ, ОГУРЕЦ,
ЦЕПЬ, ЦЫПЛЕНОК, ЛЕДЕНЕЦ.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Пособие простое в использовании и изготовлении](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637523902.jpg)
ШАПКА, ШУБА, ШОКОЛАДКА,
КОШКА, ШАХМАТЫ, ЛОШАДКА.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Пособие Веселые дорожки основанное на коротких рифмовках помогает логопеду сделать период автоматизации звука в словах увлекательным и интересным для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524007.jpg)
ЖАБА, ЛЫЖИ, ПИРОЖОК,
ЖЕЛУДЬ, ЛУЖА, ДЖЕМ, ФЛАЖОК.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Главная цель пособия создание благоприятных условий на этапе автоматизации звука](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524059.jpg)
ЧАШКА, ЧАЙКА, МЯЧ, КАЛАЧ,
БОЧКА, УДОЧКА, СКРИПАЧ.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Поддержание интереса ребенка к логопедическим занятиям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637525952.jpg)
ЯЩИК, ПЛАЩ, ЩЕНОК, ЩАВЕЛЬ,
ЩУКА, ЯЩЕРИЦА, ЩЕЛЬ.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Логопедическое пособие Веселые дорожки предназначено для работы с детьми от до лет имеющими нарушения речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524114.jpg)
ЛАМПА, ЛУК, БУЛАВКА, ПОЛКА,
ЛОДКА, ЛОЖКА, ВОЛК, ИГОЛКА.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Дидактические игры Игры для детей Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524195.jpg)
ФАРТУК, ГОРКА, МУХОМОР,
РЫБА, РАДУГА, ТОПОР.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Игры дидактические пособия Темочки При работе с данным пособием решаются следующие задачи Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524290.jpg)
Предлагаю некоторые приемы использования пособия «Веселые дорожки».
1. Проговаривание слов, продвигая по дорожке какого-нибудь персонажа. Следить за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил автоматизируемый звук.
2. Работая над просодической стороной речи, можно давать задание проговаривать с различной интонацией, темпом, выделяя заданное слово, проговаривать, постепенно повышая или понижая голос.
3. Работая над формированием правильного речевого дыхания, можно выполнять следующие упражнения: И. п. – стоя (прямо, ноги на ширине стопы. Энергично поднимаем обе руки через стороны вверх и на опускании рук через стороны вниз произносим одну строчку рифмовки. Движение рук вверх без текста, производится энергично, а движение рук вниз с текстом медленно и плавно.
4. Игра «Что лишнее?»
Педагог проговаривает рифмовку, вставляя лишнее слово. Ребенок должен назвать лишнее слово. Например, рифмовку
ЛАМПА, ЛУК, БУЛАВКА, ПОЛКА,
ЛОДКА, ЛОЖКА, ВОЛК, ИГОЛКА
можно произнести так:
ЛАМПА, ЛУК, БУЛАВКА, ПОЛКА,
ЛОДКА, ЛИМОН, ЛОЖКА, ВОЛК, ИГОЛКА
Ребенок должен определить лишнее слово.
5. Игра «Чего не стало?»
Ребенок закрывает глаза, педагог прячет одну картинку, ребенок отгадывает, чего не стало, четко проговаривая. Например: Не стало вазы.
6. Представленные рифмовки можно использовать в качестве пальчиковых игр. У детей большая фантазия и движения для пальчиков по тексту дети легко могут придумать самостоятельно.
7. Самостоятельно придумывать рифмовки с заданным звуком.
8. После заучивания дети могут произносить рифмовки нараспев, как маленькие песенки.
Вариативность используемого материала дает возможность ребенку неоднократно проговорить слова с заданным звуком, при этом, не утомляясь, не теряя интереса к занятию.
«Шагаем по дорожкам».
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развивать фонематическое восприятие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637524920.jpg)
Вспоминаем «Чего не стало?»
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Работать над просодической стороной речи темп ритм паузы дыхание интонирование ударение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637525275.jpg)
Играем с пальчиками, проговаривая слова.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Развивать мелкую моторику пальцев рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637525343.jpg)
Определяем количество слогов.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Работать над слоговой структурой слова](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116289-1637525400.jpg)