Троицкая А Е
Учебно-методическая литература по непрерывной системе преподавания калмыцкого языка
▼ Скачать + Заказать документы
Мушаев Владимир Наранович, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»
Содержание непрерывного образования не задается полностью извне, за исключением его общестандартной части, а создается с ориентацией на индивидуально-личностный потенциал, стиль мышления, профиль подготовки.
Такой подход предполагает создание образовательной системы, при которой средством непрерывного образования являются этнический опыт, родная культура и язык, а содержание выводит личность в этническое, российское и мировое культурное пространство.
Публикация «Учебно-методическая литература по непрерывной системе преподавания калмыцкого языка» размещена в разделах
Содержание непрерывного образования включает в себя изучение родного языка и литературы, устного народного творчества, истории народа, социокультурной и экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Этнокультурное содержание непрерывного образования способствует вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы.
Т
ребования к содержанию непрерывного образования как основы обучения в двуязычной образовательной системы:
1) содержание непрерывного образования отвечает этническому самосознанию и этнокультурной самоидентификации;
2) предусматривает сохранение единого федерального культурного и образовательного пространства России;
3) адаптируется к уровням и особенностям развития образовательных систем;
4) предполагает непрерывность развития содержания образования на всех этапах обучения.
В учебно-воспитательных учреждениях институтах с полиэтническим составом учащихся образовательная система включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) обеспечение каждому возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций;
2) создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
3) вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.
Таким образом, этнокультурный опыт в структуре содержания непрерывного образования заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы, через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, как система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания. Возрождение и сохранение этнической культуры становится возможным в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, посредством системы образования, через использование в повседневной педагогической практике этнических, духовных и культурных особенностей, воспитывающих в человеке толерантность и взаимопонимание.
В целях развития сотрудничества и установления партнерских отношений со всеми учреждениями образования республики при ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» (КалмГУ) создан Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка, Центр «Фольклор: Наука. Образование. Культура» и Научно-образовательный центр «Багш» им. Г. Н. Волкова. Их деятельность координирует Ученый совет Калмыцкого государственного университета, который сотрудничает со всеми образовательными учреждениями МОиН РК и Управлением образования администрации г. Элисты. Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка является научно-методическим подразделением, изучающим вопросы преподавания и содержания национально-регионального компонента в системе образования и координирующим исследования по конкретным направлениям.
Основными направлениями деятельности данного Центра являются:
1) апробация и внедрение результатов научно-методических разработок, методик и технологий по уровням обучения (преподавание калмыцкого языка в ДОУ, начальной, средней, средне-профессиональной и высшей школах и вовлечение широкой общественности в процесс обучения);
2) создание базы данных и работа с ней учителей и воспитателей, владеющих разнообразными методиками и технологиями;
3) организация семинаров, обсуждений и презентаций инновационных проектов, программ по проблемам технологии обучения, функционирования и развития калмыцкого языка.
I. Уровень дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
В соответствии с проектом КалмГУ и Министерства образования и науки Республики Калмыкия «Непрерывная система обучения и преподавания калмыцкого языка» на базе Центра методики преподавания и развития калмыцкого языка (ЦМПРКЯ) КалмГУ были созданы четыре творческие группы в составе 14 человек, куда входили ведущие методисты-калмыковеды г. Элисты. Они подготовили и издали в 2020 году учебное пособие в 4-х томах общим объемом 38 печатных листов [Мушаев и др., 2020]. Данные конспекты игровых занятий составлены в соответствии с «Программой обучения детей калмыцкому языку в детских садах Республики Калмыкии», в помощь начинающим учителям, воспитателям национальных групп и родителям детей ДОУ. Главной задачей является развитие связной речи, поэтому решение этой задачи осуществляется на всех занятиях в сочетании с грамматической и словарной работой, с воспитанием звуковой культуры речи по 17 разговорным темам, которые дополняются новым лексическим запасом слов на каждом уровне обучения [Эрендженова и др., 2010].
С учетом возрастных особенностей обучаемых авторы учитывают существующие современные технологии, в частности: проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, методика интенсивного обучения, исследовательская деятельность развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, игровая, здоровье сберегающее, а также методики: Г. А. Китайгородской, аудиовизуальная профессора А. Ш. Кичикова, элементы УДЕ, ТРИЗ.
В отношении объема и содержания национально-регионального компонента думается, что использование образцов устного народного творчества, дидактических игр, калмыцких подвижных игр, разработанныых авторами мнемотаблиц, мнемодорожек и кроссвордов потребует после апробации соответствующей корректировки.
II. Уровень начальных и средних классов
Представлен изданиями учебников и учебных пособий двух типов.
Первый цикл учебников издан авторскими коллективами педагогического колледжа, возглавляемые Аристаевой Н. Д. Учебники: «Ца ала» для 1 класса; «Кир л» для 2 класса; «Дев л» для 3 класса; «Но ала» для 4 класса. Принцип построения учебника: семь, повторяющихся на каждом уровне, тематических блоков: учеба, Родина, окружающий мир, досуг, вопросы нравственности, труд, фольклор. Содержание материала адресовано для трех уровней обучения: для начиняющих, среднего и повышенного [Цагала, 2012].
Второй цикл – экспериментальное учебное пособие «йнр» и рабочие тетради для 1-4 классов. Авторы Бакланова Г. Б, Корнусова Б. Э. Согласно концепции пособия языковой и речевой материал строится строго с коммуникативными целями в сферах и ситуациях общения. Комплексный учебный материал включает девять компонентов для каждого года обучения. Компоненты ориентированы для формирования аспектов коммуникативной компетенции. Уроки организованы в циклы, которые обучают коммуникации в разных сферах общения. Внутри цикла уроки построены по принципу «от простого к сложному» [Корнусова, 2005:17-129; йнр, 2015; 2016; 2017; 2018].
Для средних классов издано продолжение экспериментального учебного пособия «йнр» и рабочие тетради для 5 класса. Авторы Корнусова Б. Э., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. [ йнр, 2020].
III. Уровень среднего профессионального образования (СПО) и всеобуча.
При участии ведущих преподавателей родного языка семи учреждений СПО республики ЦМПРКЯ КалмГУ подготовил и издал два учебных пособия по всем (двенадцати) специальностям СПО с календарно-тематическим планированием и профессиональными терминами. Вводный курс по правилам произношения и орфографии различного уровня и объема разговорные темы по общеупотребительной лексике, лексике традиционного быта калмыков, образцы фольклора, термины флоры, фауны представляют интерес для начинающих обучение [Хальмг келн, 2016: 2021; Эрдниев, 2005].
IV. Уровень высшего профессионального образования.
Апробированная в течение десяти лет вузовский учебник «Практический курс калмыцкого языка» авторы В. О. Имеев, Р. П. Харчевникова, Д. Б. Гедеева, Л. А. Лиджиева, на сегодня широко используемый на всех уровнях преподавания и всеобуча, оптимально сочетает учебную и информационно-познавательную составляющую национально-регионального компонента [Имеев и др. 2011].
На основании изложенного выше существующей системы уровневого обучения калмыцкому языку, при наличии лакун в данном построении, мы можем говорить о необходимости подобной попытки ранжирования содержания и объема национально-регионального компонента и о возможности определения типологических подходов к отбору базовых этнокультурных составляющих в обучении и преподавании языков национальных меньшинств.
Список литературы
1. Дольган. (2020) Бичгд дин садт хальмг кел дасхл на методическ д цл. Конспекты игровых занятий для преподавателей калмыцкого языка дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие в 4 ч. : / В. Н. Мушаев, Т. П. Баатырова, Б. М. Цульцумова, Г. Ц. Эрдниева. Бальчр баг – младшая группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 1. 112 с. ; В. Н. Мушаев, Т. Э. Азыдова, В. О. Брюгидикова, К. М. Дорджиева, А. Н. Нармаева. Дунд баг – средняя группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 2. 136 с. ; В. Н. Мушаев, Г. М. Бадмаева, Е. Н. Балакаева, А. Г. Болдырева, К. М. Дорджиева. Ах баг – старшая группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 3. 112 с. ; В. Н. Мушаев, Г. М. Бадмаева, Л. И. Бальджикова, К. М. Дорджиева, Л. М. Куркаева. Школд белдл н баг – подготовительная к школе группа. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 4. 120 с.
2. Эрендженова В. К., Бальджикова Л. И. (2010) Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении (от трех до семи лет). Элиста: Изд-во дом «Герел». 127с.
3. Ца ала (2012) Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф., Басхаева А. Х. Элиста: Герел, 2012. 166 с. ; Кир л. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф. Элиста: Герел, 2012. 182 с. ; Дев л. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Конкаева Н. Г., Мадеева М. Г. Элиста: Калмыкия, 2014. – 79 с. ; Но ала. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф. Элиста: Калмыкия, 2015. – 191 с.
4. Корнусова Б. Э. (2005) Методическая система коммуникативного обучения калмыцкому языку: концепция учебно-методического комплекса. Элиста: Джангар. 264 с.
5. Yйнр (2015, 2016, 2017, 2018). Экспериментальное учебное пособие. 1 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. В 2 ч. Ч. 1. Г. Б. Бакланова, Б. Э. Корнусова, Н. Х. Сандж-Горяева. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2015. 96 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 2 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2016. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 2 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2016. 80 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 3 кл. Для общеобразовательных. учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2017. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 3 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2017. 80 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 4 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2018. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 4 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2018. 80 с.
6. Yйнр (2020). Экспериментальное учебное пособие. 5 кл. Для общеобразовательных учреждений РК / Б. Э. Корнусова, Д. Б. Гедеева, Л. А. Лиджиева. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия». 112 с. ; Корнусова Б. Э., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 5 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия». 64 с.
7. Эрдниев А. Б. (2015) Язык – наше богатство. Учебное пособие по калмыцкому языку для учащихся профессиональных лицеев и училищ. Элиста: ОАО «АПП «Джангар». 236 с.
8. Мушаев В. Н. и др. (2016; 2021) Хальмг келн. /Калмыцкий язык/. Учебное пособие в 2 частях для учреждений среднего профессионального образования. Мушаев В. Н., Убушиева Б. Э., Арашаева Б. П., Ботиева Д. А., Очирова Н. Д., Мучкаева Н. В. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2016. Ч. 1. 104 с. На калм. яз. ; Мушаев В. Н., Шурунгова Б. А., Суктуева С. А., Авганова К. Б., Санджиева А. Э., Уджакова Э. В, Мучкаева Н. В. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2021. Ч. 2. 124 с. На калм. яз.
9. Имеев В. О., Харчевникова Р. П., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. (2011) Практический курс калмыцкого языка. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та. 327 с.