Троицкая А Е
Учебно-методическая литература по непрерывной системе преподавания калмыцкого языка
Мушаев Владимир Наранович, доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова»
Содержание непрерывного образования не задается полностью извне, за исключением его общестандартной части, а создается с ориентацией на индивидуально-личностный потенциал, стиль мышления, профиль подготовки.
Такой подход предполагает создание образовательной системы, при которой средством непрерывного образования являются этнический опыт, родная культура и язык, а содержание выводит личность в этническое, российское и мировое культурное пространство.
Публикация «Учебно-методическая литература по непрерывной системе преподавания калмыцкого языка» размещена в разделах
Содержание непрерывного образования включает в себя изучение родного языка и литературы, устного народного творчества, истории народа, социокультурной и экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Этнокультурное содержание непрерывного образования способствует вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы.
Т
ребования к содержанию непрерывного образования как основы обучения в двуязычной образовательной системы:
1) содержание непрерывного образования отвечает этническому самосознанию и этнокультурной самоидентификации;
2) предусматривает сохранение единого федерального культурного и образовательного пространства России;
3) адаптируется к уровням и особенностям развития образовательных систем;
4) предполагает непрерывность развития содержания образования на всех этапах обучения.
В учебно-воспитательных учреждениях институтах с полиэтническим составом учащихся образовательная система включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) обеспечение каждому возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций;
2) создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
3) вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.
Таким образом, этнокультурный опыт в структуре содержания непрерывного образования заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной темы культуры этноса как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы, через их систематическое использование в повседневной педагогической практике, как система мер, обеспечивающая формирование соответствующей этнической картины мира, этнического самосознания. Возрождение и сохранение этнической культуры становится возможным в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, посредством системы образования, через использование в повседневной педагогической практике этнических, духовных и культурных особенностей, воспитывающих в человеке толерантность и взаимопонимание.
В целях развития сотрудничества и установления партнерских отношений со всеми учреждениями образования республики при ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет» (КалмГУ) создан Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка, Центр «Фольклор: Наука. Образование. Культура» и Научно-образовательный центр «Багш» им. Г. Н. Волкова. Их деятельность координирует Ученый совет Калмыцкого государственного университета, который сотрудничает со всеми образовательными учреждениями МОиН РК и Управлением образования администрации г. Элисты. Центр методики преподавания и развития калмыцкого языка является научно-методическим подразделением, изучающим вопросы преподавания и содержания национально-регионального компонента в системе образования и координирующим исследования по конкретным направлениям.
Основными направлениями деятельности данного Центра являются:
1) апробация и внедрение результатов научно-методических разработок, методик и технологий по уровням обучения (преподавание калмыцкого языка в ДОУ, начальной, средней, средне-профессиональной и высшей школах и вовлечение широкой общественности в процесс обучения);
2) создание базы данных и работа с ней учителей и воспитателей, владеющих разнообразными методиками и технологиями;
3) организация семинаров, обсуждений и презентаций инновационных проектов, программ по проблемам технологии обучения, функционирования и развития калмыцкого языка.
I. Уровень дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
В соответствии с проектом КалмГУ и Министерства образования и науки Республики Калмыкия «Непрерывная система обучения и преподавания калмыцкого языка» на базе Центра методики преподавания и развития калмыцкого языка (ЦМПРКЯ) КалмГУ были созданы четыре творческие группы в составе 14 человек, куда входили ведущие методисты-калмыковеды г. Элисты. Они подготовили и издали в 2020 году учебное пособие в 4-х томах общим объемом 38 печатных листов [Мушаев и др., 2020]. Данные конспекты игровых занятий составлены в соответствии с «Программой обучения детей калмыцкому языку в детских садах Республики Калмыкии», в помощь начинающим учителям, воспитателям национальных групп и родителям детей ДОУ. Главной задачей является развитие связной речи, поэтому решение этой задачи осуществляется на всех занятиях в сочетании с грамматической и словарной работой, с воспитанием звуковой культуры речи по 17 разговорным темам, которые дополняются новым лексическим запасом слов на каждом уровне обучения [Эрендженова и др., 2010].
С учетом возрастных особенностей обучаемых авторы учитывают существующие современные технологии, в частности: проблемное обучение (создание проблемных ситуаций, методика интенсивного обучения, исследовательская деятельность развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, игровая, здоровье сберегающее, а также методики: Г. А. Китайгородской, аудиовизуальная профессора А. Ш. Кичикова, элементы УДЕ, ТРИЗ.
В отношении объема и содержания национально-регионального компонента думается, что использование образцов устного народного творчества, дидактических игр, калмыцких подвижных игр, разработанныых авторами мнемотаблиц, мнемодорожек и кроссвордов потребует после апробации соответствующей корректировки.
II. Уровень начальных и средних классов
Представлен изданиями учебников и учебных пособий двух типов.
Первый цикл учебников издан авторскими коллективами педагогического колледжа, возглавляемые Аристаевой Н. Д. Учебники: «Ца ала» для 1 класса; «Кир л» для 2 класса; «Дев л» для 3 класса; «Но ала» для 4 класса. Принцип построения учебника: семь, повторяющихся на каждом уровне, тематических блоков: учеба, Родина, окружающий мир, досуг, вопросы нравственности, труд, фольклор. Содержание материала адресовано для трех уровней обучения: для начиняющих, среднего и повышенного [Цагала, 2012].
Второй цикл – экспериментальное учебное пособие «йнр» и рабочие тетради для 1-4 классов. Авторы Бакланова Г. Б, Корнусова Б. Э. Согласно концепции пособия языковой и речевой материал строится строго с коммуникативными целями в сферах и ситуациях общения. Комплексный учебный материал включает девять компонентов для каждого года обучения. Компоненты ориентированы для формирования аспектов коммуникативной компетенции. Уроки организованы в циклы, которые обучают коммуникации в разных сферах общения. Внутри цикла уроки построены по принципу «от простого к сложному» [Корнусова, 2005:17-129; йнр, 2015; 2016; 2017; 2018].
Для средних классов издано продолжение экспериментального учебного пособия «йнр» и рабочие тетради для 5 класса. Авторы Корнусова Б. Э., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. [ йнр, 2020].
III. Уровень среднего профессионального образования (СПО) и всеобуча.
При участии ведущих преподавателей родного языка семи учреждений СПО республики ЦМПРКЯ КалмГУ подготовил и издал два учебных пособия по всем (двенадцати) специальностям СПО с календарно-тематическим планированием и профессиональными терминами. Вводный курс по правилам произношения и орфографии различного уровня и объема разговорные темы по общеупотребительной лексике, лексике традиционного быта калмыков, образцы фольклора, термины флоры, фауны представляют интерес для начинающих обучение [Хальмг келн, 2016: 2021; Эрдниев, 2005].
IV. Уровень высшего профессионального образования.
Апробированная в течение десяти лет вузовский учебник «Практический курс калмыцкого языка» авторы В. О. Имеев, Р. П. Харчевникова, Д. Б. Гедеева, Л. А. Лиджиева, на сегодня широко используемый на всех уровнях преподавания и всеобуча, оптимально сочетает учебную и информационно-познавательную составляющую национально-регионального компонента [Имеев и др. 2011].
На основании изложенного выше существующей системы уровневого обучения калмыцкому языку, при наличии лакун в данном построении, мы можем говорить о необходимости подобной попытки ранжирования содержания и объема национально-регионального компонента и о возможности определения типологических подходов к отбору базовых этнокультурных составляющих в обучении и преподавании языков национальных меньшинств.
Список литературы
1. Дольган. (2020) Бичгд дин садт хальмг кел дасхл на методическ д цл. Конспекты игровых занятий для преподавателей калмыцкого языка дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие в 4 ч. : / В. Н. Мушаев, Т. П. Баатырова, Б. М. Цульцумова, Г. Ц. Эрдниева. Бальчр баг – младшая группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 1. 112 с. ; В. Н. Мушаев, Т. Э. Азыдова, В. О. Брюгидикова, К. М. Дорджиева, А. Н. Нармаева. Дунд баг – средняя группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 2. 136 с. ; В. Н. Мушаев, Г. М. Бадмаева, Е. Н. Балакаева, А. Г. Болдырева, К. М. Дорджиева. Ах баг – старшая группа. Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 3. 112 с. ; В. Н. Мушаев, Г. М. Бадмаева, Л. И. Бальджикова, К. М. Дорджиева, Л. М. Куркаева. Школд белдл н баг – подготовительная к школе группа. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та. Ч. 4. 120 с.
2. Эрендженова В. К., Бальджикова Л. И. (2010) Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении (от трех до семи лет). Элиста: Изд-во дом «Герел». 127с.
3. Ца ала (2012) Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф., Басхаева А. Х. Элиста: Герел, 2012. 166 с. ; Кир л. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф. Элиста: Герел, 2012. 182 с. ; Дев л. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Конкаева Н. Г., Мадеева М. Г. Элиста: Калмыкия, 2014. – 79 с. ; Но ала. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Аристаева Н. Д., Богаева Л. Ф. Элиста: Калмыкия, 2015. – 191 с.
4. Корнусова Б. Э. (2005) Методическая система коммуникативного обучения калмыцкому языку: концепция учебно-методического комплекса. Элиста: Джангар. 264 с.
5. Yйнр (2015, 2016, 2017, 2018). Экспериментальное учебное пособие. 1 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. В 2 ч. Ч. 1. Г. Б. Бакланова, Б. Э. Корнусова, Н. Х. Сандж-Горяева. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2015. 96 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 2 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2016. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 2 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2016. 80 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 3 кл. Для общеобразовательных. учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2017. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 3 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2017. 80 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. «Yйнр». Экспериментальное учебное пособие. 4 кл. Для общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2018. 112 с. ; Бакланова Г. Б., Корнусова Б. Э. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 4 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2018. 80 с.
6. Yйнр (2020). Экспериментальное учебное пособие. 5 кл. Для общеобразовательных учреждений РК / Б. Э. Корнусова, Д. Б. Гедеева, Л. А. Лиджиева. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия». 112 с. ; Корнусова Б. Э., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. Рабочая тетрадь к экспериментальному учебному пособию «Yйнр» для 5 класса общеобразовательных учреждений РК. Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия». 64 с.
7. Эрдниев А. Б. (2015) Язык – наше богатство. Учебное пособие по калмыцкому языку для учащихся профессиональных лицеев и училищ. Элиста: ОАО «АПП «Джангар». 236 с.
8. Мушаев В. Н. и др. (2016; 2021) Хальмг келн. /Калмыцкий язык/. Учебное пособие в 2 частях для учреждений среднего профессионального образования. Мушаев В. Н., Убушиева Б. Э., Арашаева Б. П., Ботиева Д. А., Очирова Н. Д., Мучкаева Н. В. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2016. Ч. 1. 104 с. На калм. яз. ; Мушаев В. Н., Шурунгова Б. А., Суктуева С. А., Авганова К. Б., Санджиева А. Э., Уджакова Э. В, Мучкаева Н. В. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2021. Ч. 2. 124 с. На калм. яз.
9. Имеев В. О., Харчевникова Р. П., Гедеева Д. Б., Лиджиева Л. А. (2011) Практический курс калмыцкого языка. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та. 327 с.