Литвинова Анастасия Вячеславовна
Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, выбора подходящего им образовательного маршрута. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, тьюторское сопровождение. Как показывает практика, большой процент детей с ОВЗ имеет диагноз задержка психического и (или) речевого развития (далее ЗПР). Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Интеграция детей, имеющих ЗПР, в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Тенденции развития ребенка с ЗПР те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения- отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения у детей могут быть скоррегированы и даже предупреждены. В связи с особенностями развития дети с ЗПР в еще большей мере, чем нормально развивающиеся нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Отставание в коммуникативном развитии у детей этой категории на этапах раннего онтогенеза в силу деструктивных органических и социальных влияний, основным из которых является дефицит общения со взрослыми,0 различные деформации в их отношениях нарушают процесс личностного развития детей, межличностных отношений (взаимоотношений) и их социально- психологическую адаптацию. В связи с необходимостью поддержки детей с ОВЗ в учебном процессе на базе нашей школы была открыта экспериментальная площадка по теме: «Технология тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».
Тьторское сопровождение ребенка с проблемами развития стало тем фундаментом, на котором строится адаптация, обучение и межличностные отношения таких детей.
Это относительно новая для нашей школы педагогическая практика. Традиционно считалось, что ребенок, поступивший в школу, самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности. однако ученику с проблемами здоровья и интеллектуально развития необходимо постоянное ежедневное сопровождение. В нашей школе сложилась модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Первый уровень – сопровождение ученика с осложненными диагнозами (ДЦП, слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра). В этом случае главная задача тьютора - оказывать ребенка физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании. Оказалось также, что очень важен эмоциональный контакт тьютора с тьюторантом, ведь ему приходится выполнять не только механическую, но и педагогическую воспитательную работу. Своим примером сопровождающий взрослый показывает окружающим детям то, как следует относиться к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. В данном случае, работу тьютора выполняют родители.
Некоторым детям с особенностями развития не достаточно только физического сопровождения, специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающих владел методами коррекционной педагогики. Отсюда вырисовывается второй уровень сопровождения реенка с проблемами в развитии – это постоянное педагогическое сопровождение ученика специалистами.
На начальном этапе возникали трудности, так как сложилась ситуация, когда большинство педагогов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний в области коррекционной педагогики. Для повышения уровня образования в г. Тамбове было организовано обучение педагогов, работающих в инклюзивном направлении. Многие педагоги нашей школы прошли бучение на таких курсах, что положительно сказалось на качестве работы с учащимися.
Решение об индивидуальном сопровождении ребенка тьютором принимается школьным консилиумом. В процессе урока тьютор дублирует задание учителя, помогает организовать рабочее место. Когда ребенок не успевает выполнять задания вместе со всем классом, то тьютор в процессе работы решает, где учащемуся необходимо переключиться на выполнение следующего задания, а где лучше доделать предыдущее. Кроме того, тьотор помогает ребенку ориентироваться в учебных пособиях, ориентироваться в ситуации на уроке, вовремя поднять руку и т. п. Фактически тьютор является помощником на уроке не только для ребенка, но и для учителя. Присутствие на уроке тьютора позволяет учителю вести фронтальную рабту с классом, не переключаясь на помощь только одному ребенку.
В тесном контакте с учителем тьютор принимает участие в диагностике уровня развития ребенка с ЗПР на основе изучения заключения психолого – медико – педагогической комиссии (далее ПМПК, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировке в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми. На основе диагностических данных составляется индивидуальный образовательный маршрут, на ребенка с ЗПР, отслеживается динамика его развития в процессе обучения. При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для корректировки образовательного маршрута. Необходимо отметить тесную взаимосвязь тьютора не только с учителем в классе, но и со специалистами, проводящими коррекционную работу с детьми с ОВЗ (логопед, психолог, дефектолог) и их родителями. Это позволяет наиболее полно, с разных сторон увидеть изменения, происходящие с ребенком, оказать необходимую коррекционную и психологическую помощь.
Важно, чтобы учащиеся через выполнение индивидуальных, доступных по темпу и характеру заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое является сильнейшим мотивом, вызывающим желанием учиться. Работа тьютора по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР направлена на развитие с совершенствование умения:
работать в определенном темпе;
осознавать цель инструкции;
удерживать в памяти инструкцию;
отвечать на вопрос и выполнять задания в соответствии с инструкцией;
рационально организовывать свое время на занятии;
анализировать ответы друг друга;
своевременно обращаться за помощью;
работать по индивидуальным карточкам;
работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
делать вывод в конце задания;
соблюдать речевой этикет.
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений вдумчивого доверия и уважения между педагогом и учащимся, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе.
Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация.
Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, декларирование одобрения и любви – это все слагаемые коррекционно-воспитательного воздействия на ученика с ЗПР.
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Но, как показывает опыт инклюзивного образования нашей школы, при создании определенных образовательных условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить дальнейшее образование.