Багдагул Кажельдинова
Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Использование технологии моделирования оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.
Публикация «Творческое моделирование в профессиональной ориентации дошкольников» размещена в разделах
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком (кодирование, схематизация и т. д.)
Основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и действий. (телефоны замещают кубиками)
Показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.
Для того, чтобы помочь ребенку приобрести системные знания о труде, вначале необходимы целенаправленные наблюдения за изготовлением предметов взрослыми в присутствии детей (лепка мисочки, чашки из глины или пластилина, поделка игрушки из бумаги и т. д.). Серия таких занятий необходима младшим дошкольникам. (фото занятий лепки)
Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны и без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображением профессии, тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса. (картинка-схема)
Далее знакомлю детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы, но и действия.
Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда- две звезды (показ слайда). О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки, договариваемся совместно с детьми. (лесенка)
В этом возрасте так же усложняются знания детей о профессиях : если в младшей и средней группах дети знакомились с профессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей, то теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т. д.
А также, старшие дошкольники с большим интересом используют схематическую модель, где профессии указаны по системам : 1) «человек-техника» - шофер, машинист, тракторист, комбайнер, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр, летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии - грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.
2) «человек- человек» - врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, администратор, экскурсовод и т. д.
3) «человек- природа» - садовник (ландшафтный дизайнер, дрессировщик, хлебороб, эколог и т. д.
4) «человек- художественный вкус» (художник, музыкант, артист и т. д.)
Таким образом, использование моделей дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строить наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудового процесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.