ромашкина ирина
Творческое конструирование как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольника»
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
Публикация «Творческое конструирование как средство развития познавательных способностей детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.
При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве, так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т. п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования (из бумаги, из деталей конструктора, из модулей и др.). И это, наиболее успешно формируется в процессе компьютерного конструирования, организованного во взаимосвязи с практическим.
Конструирование из бумаги с детьми 3 -7 лет
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных, поделки для украшения интерьера и т. п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т. п., так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т. п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др., они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.
Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.
В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.
К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности
Конструирование из природного материала с детьми 3-7 лет.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только (и не столько) их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают свое отношение к ним, передают им характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
И поэтому очень важно отойти от бытующей методики обучения детей созданию конкретных поделок из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик – желудей, сова – из распушенной шишки и т. п.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т. п.
Одним из средств обучения является компьютерное конструирование — относительно новый вид конструирования в практике дошкольных учреждений. Использование компьютера органично включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений. Решению компьютерных задач предшествуют другие, которые ребенок решает без помощи машины. Эти задачи педагоги могут с успехом использовать в своей работе, даже если в детском саду отсутствует компьютерный класс
и занятия на компьютерах не предусмотрены.
Упражнения и задания первого этапа
формирования пространственных
представлений ребенка
На первом этапе детей учат выделять конфигурацию объектов и формируют у них представление о траектории вращательного движения плоскостных фигур. Для этого дети решают практические и компьютерные задачи. Сначала детям предлагают игры «Сложи картинку», «Сложи яйцо», а затем — компьютерную игру «Построй домик».
Работа на компьютере самым тесным образом переплетается с практическим конструированием и представлена тремя типами задач.
Первый тип задач предусматривает составление одной из проекций предлагаемой детям объемной конструкции. На первом занятии перед ребенком ставят очень простую конструкцию (домик, автомобиль, кораблик и т. п., состоящую из пяти знакомых деталей. Взрослый предлагает построить такую же на компьютере. Затем он начинает ее воспроизводить из деталей конструктора, а ребенок то же самое делает на компьютере. При этом взрослый, положив одну деталь, ждет, пока ребенок выбирает форму, соответствующую ее фронтальному виду, и определяет ее местонахождение, а затем только кладет следующую. Такая совместная деятельность помогает ребенку на начальном этапе устанавливать соответствие между заданной деталью и плоскостным ее изображением, задействовать уже имеющийся у него опыт.
На втором занятии задание можно усложнить. Объемный образец новой конструкции располагают в середине зала. Так как компьютеры стоят полукругом, то дети, сидящие за разными компьютерами, видят разные стороны конструкции-образца. Каждый ребенок, воспроизводя образец, изображает на компьютере ту сторону, что расположена прямо перед ним. В этом случае сравнение полученных проекций, проводимое вместе с детьми, имеет особо важное значение — оно подводит к пониманию того, что одна и та же конструкция имеет разные стороны, которые выглядят по-разному. Обсудив сначала вместе с воспитателем, дети убеждаются в этом, меняясь местами.
Второй тип задач предусматривает возведение постройки по одной из проекций.
Вначале педагог набирает на экране компьютера проекцию и предлагает построить по ней конструкцию. При этом он ее называет (дом, машина и др.) и говорит, что здесь изображена только одна сторона. Конечно же, несмотря на одну общую сторону, у детей получаются разные домики, разные машины, отличающиеся комбинаторикой деталей. А на следующем занятии дети сами составляют проекцию и по ней создают постройку: например, один ребенок набирает проекцию на компьютере, а двое других в соответствии с ней создают конструкцию. Здесь возможны различные варианты объединения детей. При этом взрослый помогает детям проанализировать уже готовые постройки и соотнести их с заданной проекцией. В результате дети приходят к выводу, что поскольку конструкции получаются разными, то для того, чтобы создать точную конструкцию, необходимо иметь несколько ее видов.
Третий тип задач используется на следующем занятии. Перед детьми ставят две-три похожие между собой конструкции, одна из которых спроецирована на экране. Воспитатель говорит: «Здесь изображены три вида одного из этих корабликов (домиков, мостиков, машин) : вид спереди, вид сбоку и вид сверху. Сравните кораблики с этими видами и догадайтесь, какой из них изображен на компьютере». Таким же образом детям предлагают еще 2–3 варианта разных объектов и их изображений. Успешность выполнения этих заданий во многом зависит от тщательности анализа образцов самих конструкций и их проекций. Вариантов заданий такого типа может быть множество. В результате такой работы дети учатся проецировать объемные конструкции (выделять три ее вида) и создавать конструкцию по проекциям.
Задачи такого типа детям очень нравятся, и их можно повторить, используя крупные мягкие модули вместо мелкого строительного набора. При этом постройки-образцы должны быть самыми простыми по конструкции (содержать не более двух–четырех модулей). Однако воспроизведение крупногабаритной постройки на экране компьютера с помощью мелких плоскостных геометрических фигур значительно повысит эффект обучения. Дети в конце концов поймут, что, например, компьютерная форма куба — это изображение грани мелкого деревянного и крупного модульного куба, а значит, форма объекта не зависит от его размеров.
В этих заданиях большое значение имеет цвет. Поэтому детали одноцветного строительного конструктора следует оклеить цветной бумагой. Можно изготовить набор строительного материала из цветного картона по выкройкам, конфигурация которых показана на рисунке. Перед последней операцией склеивания в каждую деталь такого конструктора насыпаются мелкие камешки на одну четверть объема.
Обучение по вышеописанной системе, как показало экспериментальное исследование, способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие, и прежде всего на развитие образного мышления и воображения. А это, в свою очередь, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация и др.) и ее результаты. Образы, создаваемые детьми, отличаются большей выразительностью и оригинальностью. При этом разработанные содержание и принципы организации обучения могут составить важное звено в общей системе формирования творческого конструирования.
При проведении такого обучения особое внимание следует обратить на следующие моменты.
Во-первых, необходима организация совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой, поскольку дети, работая за компьютером, очень нуждаются в общении друг с другом. Стремление ребенка помочь другому, объяснить отдельные моменты программы, показать, как он сам справился с заданием, делают процесс обучения более живым и интересным, способствуют лучшему осознанию способов выполнения задач, что значительно повышает продуктивность обучения. Наиболее удачным является попарное объединение детей.
Во-вторых, введение соревновательных элементов (типа «Кто быстрее», «Кто больше» и т. п., широко распространенных в компьютерных играх, отрицательно сказывается на обучении, поскольку не дает возможности спокойно обдумать свои действия; одни дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию, а другие — их игнорируют.
В-третьих, для фиксации внимания детей на полученном результате целесообразно использовать нейтральные по своему влиянию способы : веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико и т. п. Более сильные моменты фиксации, особенно при отрицательных результатах (например, гуси-лебеди хватают детей, являются крайне нежелательными, поскольку одни дети, боясь ошибиться, резко снижают свою активность, а другие — наоборот, стремятся к неверному решению, начиная получать удовольствие от отрицательного подкрепления.
В-четвертых, описанное содержание обучения может стать одним из звеньев в общей дидактической системе детского сада. Оно связано с решением разных задач, кроме уже указанных: сенсорного воспитания, морального и эмоционального развития, формирования общения и др.