Ольга Попова
Творческо-исследовательский проект «Маленькая вселенная» на тему «Семья» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья — это и есть то,
ради чего стоит просыпаться каждый день,
дышать каждую секунду,
и молить Бога каждое мгновенье,
чтоб он их оберегал и защищал.»
Омар Хайям
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта : с февраля по апрель.
Актуальность:
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Маленькая вселенная“ на тему „Семья“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Дети имеют недостаточные знания о своей семье и возникли вопросы : «Что такое семья? Для чего человеку семья? История моего рода?» Поэтому возникла идея ответить на вопросы детей в ходе проведения проекта.
Дети не знают историю своего рода и семьи, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения.
Цель: Развивать в детях чувство семейной сплоченности, интерес к истории своей семьи и ее традициям и повышения роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
• Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
• Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к мамым близким и родным людям - маме и папе, уважение к бабушке и дедушке.
• Помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
• Учить разбираться в родственных связях, помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи.
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Расширять словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.
• Ознакомление с понятием "генеалогическое древо" семьи.
• Формировать ценностное отношение к семье в глазах ребенка.
• Уточнить и обогатить знания о семье.
• Расширять знания детей о профессиях родителей.
• Развивать в детях чувство семейной сплоченности, интерес к истории своей семьи к ее традициям.
Проблема:
На сегодняшний день, для нас утраченная роль семьи в воспитании ребенка создает трудности при осуществлении взаимодействия дошкольных учреждений с родителями. Необходимо ликвидировать эту проблему в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность. Дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического древа. Проблема изучения истории своей семьи и является одной из значимых, поэтому и возникает проблема в ее изучении.
Ожидаемый результат:
— Дети получат больше информации о своей семье, что семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности. и чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимание каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
— Владеть понятием "семья".
— Узнают информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
— Узнают о профессиях родителей.
— Узнают свои права и обязанности.
— Умение совместно с родителями составлять родословную семьи.
— Могут составлять небольшой рассказ о своей семье.
— Сформировано понятие о важности крепкой и дружной семьи.
— Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
— Усвоение понятий: "предки", "родословная", "родственники", "генеалогическое древо".
Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.
I этап проекта Подготовительный
• Опрос детей по проблеме.
• Определение цели и задач проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Сбор информации, материала, пособий.
• Подборка и изучение литературы по теме «Семья».
• Сбор фотографий для оформления альбома и стенгазеты по теме.
• Вовлечение родителей в оформлении праздников, выставок, стенгазеты, оформление генеалогического древа семьи.
II этап проекта Основной
1. Блоги:
1) «Кто я?» - «Родственные отношения»
2) «Мои родные» - «С кем Я живу»
3) «Близкие люди» - «Бабушка - тоже мама»
4) «Работа моих родных» - «Профессии родителей»
5) «Кто мои родители» - «Состав семьи, имена»
6) «Отдых всей семьей» - «Отпуск родителей»
7) «Помощь по дому» - «Обязанности всех членов семьи»
8) «Генеалогическое древо» - «Знай своих предков»
9) «Выходные на природе» - «Здоровье прежде всего»
10) «Праздники, досуги, развлечения» - «Обычаи и традиции семьи»
11) «Дом, в котором Я живу» - «Маленькая Вселенная»
2. Беседы:
«Кто я?», «Мои родные и близкие люди», «Моя дружная семья», «Род и родословная», «Профессии» и т. д.
3. Игры:
Дидактические игры:
«Опиши себя», «Ласковые слова», «Закончи предложение», «Кем быть?», «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».
Сюжетно-ролевые игры:
«В театре», «Семья», «К нам гости пришли», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»
Театрализованные игры:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Настольно-печатные игры:
«Профессии», «Кому что нужно», «Кем быть?»
4. Ознакомление с окружающим миром:
«Профессия Экскурсовод», «Недаром помнит вся Россия»
5. Художественная литература:
Е. А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка», В. Ю. Драгунский «Чики брык», С. В. Михалков «Недотёпа», Я. Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша», Олег Бундур «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу», Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?», М. Дружинина «Девочка наоборот», А. Барто «Младший брат», Н. Артюхова «Большая береза», Р. н. с. «Три сына», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»,
В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
Л. Н. Толстой «Дед» и т. д.
6. Художественное творчество :
Рисование: «Это Я», «Мои близкие и родные», «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Мой папа - защитник Отечества», «Мы с мамой улыбаемся», «Букет цветов» и т. д.
Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.
Аппликация: «Подарки для мамы и папы», «Узор на платье мамы», «Военная техника»
Лепка: «Это Я», «Семья», «Мы гуляем с папой», «Чудо цветок».
Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.
7. Заучивание пословиц и поговорок о семье :
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить – счастливым быть.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
8. Занятия - НОД
«Род и родословная»
Цель: закрепить представления о родственных отношениях, о традициях и обычаях семьи.
«Когда взрослых нет дома»
Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность.
«Какие обязанности ты выполняешь по дому?»
Цель: расширять знания и представления о семье.
«Все работы хороши - выбирай на вкус»
Цель:
9. Составление рассказов:
«Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….».
10. Трудовая деятельность:
Посильная трудовая деятельность дома.
Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
Трудовые поручения в группе и дома.
11. Рассматривание картин художников:
З. Серебрякова «За обедом», Б. Кустодиев «Утро».
Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.
12. Строительная игра: «Дом для моей семьи».
13. Досуг: «К нам гости пришли»
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.
- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.
Цель: Повысить уровень знаний родителей о целях и задачах нравственного воспитания детей. Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ. Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, в развитии творчества у детей, помочь детям углубить знания о понятии «Семья», увидеть ценность семейных связей.
III этап проекта Заключительный
- Отчет о реализации проекта.
- Сбор всей информации и материалов по проекту.
- Анализ выполнения поставленных целей и задач.
Продукты проектной деятельности.
- Информация в родительском уголке о проекте и приглашение к участию.
- Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. - Подбор иллюстраций, пословиц и поговорок о семье и родословии.
- Правовое воспитание родителей. Консультация «Конвенция ООН о защите прав ребёнка».
- Организация прогулок детей с родителями в выходной день.
- Составление рассказа «Идем гулять в парк».
- Консультация: «Чтобы ребенок вырос всесторонне развитым».
- Памятка: «Советы по воспитанию внуков».
- Консультация «Воспитание детей в семье».
- Выставка рисунков «Маленькая Вселенная».
- Оформление альбомов «Моя семья. Моё родословие».
- Составление родителей совместно с детьми небольшого рассказа о семье.
- Составление генеалогического древа «Моя родословная».
Достигнутые результаты:
Дети:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
Родители:
- Повысилась компетентность в вопросах семейного воспитания.
- Повысился уровень родительской активности по воспитанию детей.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиск новых форм взаимодействий педагогов с родителями.
Итог проекта :
- Оформление стенгазеты «Маленькая Вселенная»
- Составление генеалогического древа «Моя родословная»
- Выставка рисунков «Мама - мамочка моя», «Защитники Отечества», «Моя дружная семья».
Я считаю, что семья должна быть у всех. Семья - это что-то родное, теплое, душевное. Настоящая семья должна быть дружной, трудолюбивой, доброй, чтобы все в ней друг друга уважали, понимали, ценили и дорожили, заботились и любили. А еще в семье не должно быть вредных привычек. И самое главное, чтобы семья была полноценной : мама, папа, дети. Задача детей уважать своих родителей, помогать им, слушаться их и любить. А задача родителей вырастить крепкого и здорового ребенка, помочь ему получить хорошее образование и наставить на путь истинный.
Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Семья - это маленькая Вселенная!