Аэлита Колодина
Творческий проект «Экологическое воспитание — как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Экологическое воспитание – как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников»
«Природы и мы»
Занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыт прежних лет показывает, что отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека наше государство дорого заплатило – и в моральном, и в материальном отношении. И ошибочно думать, что эта проблема имеет только общественный характер. Она, конечно, глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, имеющей детей. Также важна для нас, педагогов, т. к. воспитатель находится с ребёнком в течение дня очень длительное время. И может доносить информацию до ребёнка намного больше, чаще и регулярней. Какие же задачи необходимо поставить педагогу в решении проблемы?
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Самое важное – научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру.
В свои занятия в группе «Послушный карандаш» я включила дополнительно мини курс для дошколят - «Природа и мы».
И я поставила себе такие задачи:
Научить детей практическим умениям, направленным на охрану природы;
Проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
Постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.
Знакомство с природой ведь тоже занимает особое место в умственном воспитании ребёнка. В процессе систематических наблюдений у него расширяется кругозор, развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы, значительно пополняется словарный запас.
Знакомство мы начали с деревьев, говорили о значении леса, парка, полей и лугов. Какие бывают леса – смешанные, хвойные или лиственные. Продолжали знакомиться со строением дерева, кустарника, травянистых растений. Для лучшего понимания использовали рисование дерева акварельными красками, гуашью, использовали разные техники рисования и разного формата художественные кисточки – широкие, узкие, учились смешивать краски.
Беседовали, чем кустарники отличаются от деревьев. Знакомились с названиями кустарников, дикорастущими и культурными растениями, о щедрых дарах природы, которые приносит лес и растительность: о ягодах, грибах, целебных травах, цветах.
Для активизации мышления использовала игры и упражнения:
«С чьей ветки детки?» - показываем плоды с разных деревьев и каждый раз спрашиваем: «C чьей ветки детки?».
«Угадай название овоща и раскрась».
Знакомство продолжается с лесными обитателями – дикими и домашними животными, чем они питаются, в каких «домиках» живут, какую пользу приносят все эти животные (дают молоко, шерсть, перевозят грузы, сторожат жилище, составляют компанию человеку). Обговаривали с детьми, какими человеческими качествами народная мудрость и авторы книг наделили разных животных. Узнавали какими отличительным признаком отличаются птицы от животных, какое строение тела и оперения у птиц, какие бывают птицы (осёдлые, перелётные).
Для активизации мышления предлагала игры и упражнения:
«Узнать домашнее животное по звуку», «Отгадай загадку про животное и раскрась», «Отгадай загадку про птицу и обведи», «Кто быстрее ответит «У кого есть копыта, есть рога, самый длинный хвост и т. д.», «Изобрази животное или птицу мимикой и жестами», «Чем похожи и чем отличаются животные». Для пополнения речевого словаря «Подбери ласкательную форму для названия домашних животных».
Занятия использовались также в качестве воспитательных целях. Такие как прививание любви и сострадательного отношения ко всем видам животных как к братьям нашим меньшим. Учим детей бережно относится ко всему живому, будь то дикие животные или домашние, птицы или моллюски. Воспитывать вдумчивое и бережное отношение к природе.
Использую на своих занятиях ведение календаря природы. На специально подготовленных листках дети с помощью условных обозначений отмечают погодные явления (температура, ветер, облачно, дождь, снег, солнечно и т. д.). Также вспоминаем и отмечаем какие сейчас птицы обитают среди нас.
Так постепенно, день за днём идёт воспитание маленького эколога. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
___