Получи документы

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»

Лариса Николаевна Кияшко
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете

Актуальность

На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразовываюшим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Экологическому образованию в нашей стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание.

Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка“» размещена в разделах

Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.

В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.

Изучив литературу по экологическому воспитанию, я решила адаптировать материал в своей работе с детьми.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что экологическое воспитание дает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.

Условия возникновения и становления опыта : постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.

Ведущая идея: формирование познавательной активности через экологическое воспитание. Создать условия для развития познавательных процессов дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Новизна идеи: работа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.

Задачи:

1. Формирование предпосылок экологического сознания.

2. Расширение кругозора ребенка, формирование целостной системы мира.

3. Развитие познавательной, речевой, продуктивной деятельности.

Свою работу по данной теме я начала с диагностики уровня экологической воспитанности детей и анкетирования родителей.

Основываясь на полученных данных, мною было разработано тематическое планирование по сезонам (осень, зима, весна, лето, также я использовала проектную деятельность. Работа по данной теме проводилась в течение двух лет (средней и старшей группах).

Структуру обучения дошкольников я выстраивала следующим образом:

1. Мониторинг начального уровня знаний детей.

2. Подбор и изучение материала.

3. Обобщение нового материала.

4. Контроль усвоения материала детьми.

5. Коррекция дальнейшей работы с детьми, с учетом проведения контроля.

Технология обучения дошкольников

• на протяжении всего учебного года включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения;

• важным компонентом данной технологии является чтение художественной литературы на протяжении всего года, соответствующее возрасту детей;

значительное место я отвожу творческим процессам: восприятие детьми произведений искусства, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности, составление детьми загадок, рассказов о природе, с их последующим оформлением в книге, отражение знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх;

• одним из важных компонентов технологии является поисково-исследовательская деятельность. Поэтому в группе мы создали мини-лабораторию для детского экспериментирования.

• для повышения познавательной активности систематически проводятся экологические занятия. На каждом занятии перед детьми или игровым персонажем ставится проблемная ситуация, которую помогают решить дети.

Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала такие формы работы :

Формы работы с детьми :

• наблюдения

• труд в природе

• экскурсии

• занятия

• беседы, игры

• экспериментирование

• праздники

экологические акции

участие в конкурсах

• чтение художественной литературы.

В своей работе я активно использую мультимедийные презентации для дошкольников («Овощи», «Животные», «Путешествие по страницам Красной книги»).

Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работе с родителями использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Лучший букет», «Дары осени», «Кормушка для пичужки», «Здравствуй зимушка- зима», в совместных экскурсиях и прогулках в природу, в совместных досугах и развлечениях.

В течение года были созданы самодельные книги «Друзья природы», «Лекарственные растения», «Гриб грибок». В старшей группе прошла экологическая акция «Шумите, дубравы», «Берегите воду», «Елочка- зеленая иголочка».

Я считаю, что в результате проделанной работы, добилась поставленной цели:

• у детей сформированы начала экологической культуры;

• возник познавательный интерес к объектам и явлениям природы;

• дети научились наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• освоили нормы поведения в природном окружении;

• повысился контакт с семьями воспитанников.

Сравнительный анализ мониторинга по экологическому воспитанию показал, что уровень знаний детей по данному разделу имеет положительную динамику. Промежуточный мониторинг позволил скорректировать дальнейшую работу с детьми по данному направлению, что позволит в дальнейшем добиться более высоких результатов.

Работу по данной теме я буду продолжать с новым набором детей, используя системно - деятельностный подход в разных формах образовательной работы. В работу с дошкольниками я хочу ввести игровые и сказочные тренинги экологической направленности. Более широко планирую использовать нетрадиционные формы работы с родителями : фотогалереи, эколого - психологические тренинги, природоохранные акции.

На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 2007г.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001

3. ВолчковаВ. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе: экология-Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2009

4. Инновации в дошкольном образовательном учреждении: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции/гл. ред. Нечаев М. П. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012.- 784с.

5. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010

6. Интернет ресурс : https://festival.1september.ru/articles/601740/

7. Интернет ресурс: https://eco-apatity.jimdo.com/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы)«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Опыт работы «Физическое воспитание детей». Для развития ребенка большое значение имеет формирование личного багажа для оценки своих возможностей и сравнения себя с другими. Я - воспитатель.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Опыт работы по использованию тестопластики в развитии ребенка. Современный Образовательный Стандарт предъявляет не только требования, но и предоставляет возможности. Возможности творческого развития.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка»Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка» Цель: помочь родителям понять значение, значимость и пользу проектно - исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте. Задачи:.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет Одним из основных направлений работы российской системы дошкольного образования является познавательное развитие детей. Современные исследователи.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет Одним из основных направлений работы ДОУ является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 22:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Кияшко (УИ 517042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД