Ольга Пустакина
«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей»
▼ Скачать
Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника.
Что же такоё этнос? В словаре Ожегова даётся определение слова ЭТНОГРАФИЯ. Этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов. Второе значение этого слова заключается в следующем: этнография - это особенности быта, нравов, культуры какого – то народа.
Публикация «„Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Поэтому так важно знать традиции национальной культуры, уметь привить ребёнку любовь к родному краю, к традициям своего народа.
Возрождение в обществе духовности и культуры непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.
Безусловно, опыт развития, воспитания, обучения детей в дошкольных учреждениях огромный, в нём масса положительного, но годы вседозволенности внесли минусы в культуру труда педагогов. Не всегда качественная, а то и вовсе не нужная литература, использование американских методик, не соответствующих многовековым традициям нашего народа, шквал излишней информации по телевидению отодвинули в сторону формирование Гражданина РФ.
Огромная армия педагогов ДОУ просто теряется в наплыве технологий. В погоне за новизной, за требованиями школ, на наш взгляд, отошло на второй план главное – формирование личности дошкольника. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, старшему поколению.
Культура будущего гражданина России, нынешнего воспитанника ДОУ, зависит не только от детского сада, но и от семьи. И это иной раз создаёт проблемы. Часть родителей нацелена в основном на подготовку к школе, не задумываясь, что в жизни важны не только знания. Какая – то часть родителей, озабоченная добыванием прожиточного минимума (а таких у нас немало, не в силах уделить детям должного внимания. Очень страшно, когда дошкольник вместо доброго разговора слышит брань, и все это «выразительным языком». Обидно за исковерканный родной язык, стыдно за падение нравов.
Поэтому при формировании этнокультурной компетентности дошкольника необходима целая система, которая включает в себя подготовку воспитателей к формированию личности на традициях русской народной культуры, которая немыслима без знания основ религиозной культуры; взаимодействие с семьями воспитанников по повышению их культурного и духовного уровня;
Данная система работы будет способствовать приобщению детей к ценностным основам культуры, произойдёт формирование национального самосознания.