Багирян Гаяне
Творческий проект «Волшебный декупаж» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №13 «Скворушка»
Творческий проект
«Волшебный декупаж».
(салфеточная техника)
Старшая группа
(1.11.2018г - 30.04.2019г.)
Подготовили проект
Воспитатели: Багирян Гаяне Гришаевна
Жукова Лариса Васильевна
г. Дмитров, 2018-2019 уч. год
Содержание проекта
Актуальность реализации проекта :
Публикация «Творческий проект „Волшебный декупаж“ для старшей группы» размещена в разделах
Работая с детьми старшей группы, мы заметили, что не все дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе, не проявляют фантазию и художественное творчество. Поэтому мы решили познакомить детей с техникой «Декупаж», которая, на наш взгляд, поможет детям развить творческие способности, фантазию.
Для решения этой проблемы мы работали с детьми над проектом «Волшебный декупаж», в котором уделили внимание развитию творческих способностей у детей через технику «Декупаж».
Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.
Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Художественная деятельность является эффективным средством воспитания культуры чувств, познавательной активности, развития творческого потенциала подрастающего поколения;
Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется и совершенствуется.
Проблема:
-неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
-пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении;
-низкое умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- недостаточное проявление фантазии, художественного творчества.
Цель : эстетическое развитие детей старшей группы посредством техники «Декупаж».
Задачи программы:
Обучающая. Учить детей технике декупажа, с помощью которой они смогут создавать настоящие произведения искусства из обычных вещей, ведь с помощью этой техники можно преобразить до неузнаваемости практически все: цветочные кашпо, вазы, декоративные тарелки, стаканы, разделочные доски, комоды, рамки для фотографий и многое другое.
Развивающая. Развивать творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Развивать способность анализировать, планировать, формировать умение действовать в соответствие со словесными инструкциями воспитателя. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать условия для развития сотворчества детей и педагога.
Воспитательная. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности. Формировать эстетичный вкус.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук. В занятиях декоративно – прикладным творчеством заложен высокий воспитательный потенциал. Так в процессе занятий органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания дошкольников. Виды декоративно – прикладного искусства используемые в работе, при высоких эстетических качествах доступны детям по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти знания обладают потенциальными запасами сложности, каждое из выполняемых заданий ведётся по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющем полнее раскрыть духовные и физические силы дошкольников.
Реализацию цели решала через следующие задачи:
• повысить интерес детей к аппликации, в частности к созданию декоративного образа;
• развивать художественное восприятие в процессе ознакомления с техникой «Декупаж», подвести детей к осмыслению динамики, фактуры, ритма, материала, как средств выразительности;
• формировать умение создавать декоративный образ в аппликации, используя разнообразные средства образной выразительности.
В проектной деятельности содержания техники «Декупаж» исходили из следующих положений:
-необходимости расширения опыта у детей старшей группы в использовании различных способов создания декоративного образа, а также развития интереса к выражению собственных замыслов в технике «Декупаж»;
-инициирование и предоставление самостоятельности детям на различных уровнях в процессе художественного восприятия, изобразительной деятельности;
-варьирование содержания игр, упражнений, занятий для более индивидуально-дифференцированного подхода к освоению дошкольниками художественного опыта;
-реализация подхода для формирования универсальных учебных действий, определяющих способность ребенка учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира;
-сотворчество родителей и детей.
Новизна:
Техника «Декупаж» ранее не использовалась на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Тип проекта - познавательный, творческий, информационно- исследовательский.
Сроки реализации-среднесрочный с 1.11.2018г-30.04.2019г.
Предполагаемый результат
В результате работы по данной теме у детей:
-развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
-обогащается опыт составлений композиций и использование
нетрадиционных методов рисования;
-ребенок осознает себя в реальном мире;
-развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
-дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт.
Режим работы: в свободное от занятий время.
Участники проекта- воспитатели, дети старшей группы, младший воспитатель.
План работы.
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия, мы решила использовать технику «Декупаж».
Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа, это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника.
Декупаж – высокое искусство аппликации.
Википедия рассказывает нам, что декупаж (фр. Decouper – вырезать) – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
За скупыми фразами официальных определений и формулировок скрывается интереснейшее и очень выразительное искусство, которое не оставляет равнодушным множество последователей, ценителей мастеров.
Декупаж может быть как самостоятельным видом творчества, так и использоваться в сочетании с различными видами и стилями росписи, органично дополняя друг друга.
Для декорирования в технологии «декупаж» используются различные шкатулки, предметы интерьера, декоративные доски и многое, многое другое.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов.
Работа именно с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет кроме прочего прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше, воспринимаются родителями детей.
Техника эта способствовала развитию мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой, к тому же она позволяет делать законченные работы, что важно для работы с детьми.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Материал и оборудование:
-предмет для декорирования;
-трёхслойные салфетки;
-ножницы;
-клей ПВА,
-кисточки;
-губка;
-гуашь;
-лак (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Технология работы:
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1) выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2) грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3) трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4) вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5) отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
6) на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7) клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
8) фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами, а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т. д.);
9) заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только
воспитатель в отсутствии детей.
Подготовительная работа.
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. Провести работу по подбору необходимой литературы, иллюстрационного материала. Подготовить наглядные пособия для игровой и продуктивной деятельности.
Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового материала и природного материала для игровой и продуктивной деятельности.
Работу проводили одновременно по двум направлениям:
-работа с детьми;
-обогащение предметно-развивающей среды;
В работе с детьми использовали следующие методы:
- знакомство с историей возникновения техники «Декупаж», рассматривание картин, фотографий по теме,
-чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами;
- проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
- рассматривание произведений искусства,
- занятия с использованием слайдов,
-просмотр иллюстраций, открыток,
-просмотр мастер-классов;
-рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства;
-беседы с детьми;
-дидактические игры;
-наблюдения;
-упражнения для мелкой моторики;
-образец;
-показ способов изображения;
-слушание музыки;
-изготовление подарков в технике «Декупаж»;
-взаимодействие с родителями воспитанников;
-использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации.
-Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе расширение представления детей о содержании деятельности декоратора, в частности создания образов в технике «декупаж»; экспериментирование с различными материалами и инструментами, расширение знаний детей в использовании нетрадиционных способов рисования.
На втором этапе формирование умения создавать образ в салфеточной аппликации; в условиях совместной деятельности согласовывать свой замысел с замыслом других детей и взрослых.
На третьем этапе реализация творческих замыслов : создание декоративных изделий для подарков.
Итоги проектной деятельности показали, что:
-у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
-возросла выразительность образов в декоративной технике;
-обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
-расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
-развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
-у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж».
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Прежде всего,мы приступили к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрали в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы. Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Мы следим за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощёнными, свободно мыслят. На занятиях более плодотворно и результативно выполняют самостоятельные работы. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребёнком и взрослым, ребёнком и ребёнком.
Работа в технике «Декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в стандартах. Уверены, что данный проект может быть успешно использован и станет большим подспорьем в оформлении как групповых помещений, так и интерьера детского сада.
Перспективное планирование творческой мастерской «Декупаж»
(салфеточная техника)
Месяц Тема занятия Цель, содержание
Ноябрь
1. Предварительная работа.
Практическое знакомство с техникой «декупаж» Анкетирование родителей, покупка необходимых материалов, знакомство детей с техникой «декупаж». Познакомить детей с термином «Декупаж» и со свойствами трехслойных салфеток.
2. Практическое знакомство с техникой «декупаж» Продолжать знакомить детей с техникой «Декупаж».
Декабрь
1. Предварительная работа. Беседа «За что мы любим Новый год»;
чтение стихов про Новый год;
рассматривание иллюстраций работ, выполненных в технике «декупаж» на тему «Новый год»;
подбор салфеток с рисунком для декорирования.
2. Стаканчики
«Новый год» Учить детей разрезать ножницами тончайшие салфетки по контуру рисунка. Вызывать интерес к созданию из вырезанных деталей композицию.
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж».
Развивать воображение, внимание, наблюдательность.
Январь
1. Предварительная работа. Беседа «Рождественские обычаи и традиции»;
чтение рассказов из детской библии;
рассматривание иллюстраций работ, выполненных в технике «декупаж» на тему «Рождество»; подбор салфеток с рисунком для декорирования.
2. Тарелки «Рождественские мотивы»
Добиваться того, чтобы работа была выполнена в технологической последовательности. Завершенность в работе. Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж».
(Декупаж на яичной скорлупе)
Февраль
1. Предварительная работа. Беседа «Наша Армия»;
чтение стихов про нашу армию;
рассматривание иллюстраций работ, выполненных в технике «декупаж» на тему «День защитника отечества»;
подбор салфеток с рисунком для декорирования.
2.CD диски «День защитника Отечества»
Повторить правила безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук.
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж». (на диске)
Март
1. Предварительная работа. Беседа «Моя любимая мама»;
чтение стихов о маме, бабушке;
рассматривание иллюстраций работ, выполненных в технике «декупаж» на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
подбор салфеток с рисунком для декорирования.
2. Тарелки «8 Марта»
Учить детей составлять композицию из цветов
красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Повторить прием вырезывания, а потом наклеивания цветка.
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж».
(Декупаж на яичной скорлупе)
Апрель
1. Предварительная работа. Беседа «Планета земля. День космонавтики»;
просмотр презентации «Детям о космосе»;
чтение стихотворений о космосе;
рассматривание иллюстраций работ, выполненных в технике «декупаж» на тему 2.«Космос»;
подбор салфеток с рисунком для декорирования.
CD диски «День Космонавтики»
Закрепить технику вырезывания округлых форм из салфеток разной толщины. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж». (на диске)
3. Кухонная доска
«Пасха» Учить детей разрезать ножницами тончайшие салфетки по контуру рисунка. Вызывать интерес к созданию из вырезанных деталей композицию.
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж».
Развивать воображение, внимание, наблюдательность.