Римма Баймбетова
Творческий проект «Волшебный цветок курая» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатель Баймбетова Р. М., воспитанники подготовительной к школе группы, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный - 7дней
Цель проекта : знакомить детей с фольклором и литературными произведениями башкирского народа. Раскрывать своеобразие, неповторимость народного творчества. Развивать восприятие, образную речь. Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, любовь к родному краю.
Публикация «Творческий проект „Волшебный цветок курая“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Задачи проекта : вызвать интерес к устному народному творчеству и литературному наследию башкирского народа
Актуальность проекта :Недостаточное знание детьми произведений башкирских писателей и поэтов и произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок. загадок. сказок и легенд, кулямасов)
Алгоритм проекта : Каждый день недели соответствует одному из лепестков курая, а каждый лепесток. в свою очередь, будет знакомить детей с произведениями хужлжественной литературы и фольклора.
Выполнение проекта : в первый день мы с детьми познакомились с волшебным цветком курая, который ежедневно на протяжении недели, будет знакомить с особенностями духовной культуры башкирского народа.
ЗАГАДКИ
Совместно с детьми, первый день проекта, решили посвятить башкирским загадкам. Эта "маленькая" разновидность детского фольклора возникла в глубокой древности. Ее широко использовали как источник мудрости и в жизни, и в сказке разгадывание загадок доставило детям удовольствие. т. к. отгадка радует и удивляет
* Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет (Молния).
* Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает (собака).
* Красные лапки, щиплет за пятки - беги без оглядки (Гусь).
* Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет (Молния).
* В белом платьице сама расписная бахрома (Береза).
* Дитя в поле растет. принесешь домой - поет (Курай).
* Белый телок, на лбу рог (Чайник).
* На трех столбах стоит, под крышей сладости хранит (Улей)
* Белые бусы рассыпались, луна увидела, солнце забрало (Роса)
Некоторые отгадки дети представили в своих рисунках.
Второй день проекта решили познакомиться с башкирскими легендами. С незапамятных времен из поколения в поколения передаются произведения устного народного творчества. хранящие тайны родного края, происхождения башкирского рода, возникновения Уральских гор и башкирских рек, озер. Настоящей сокровищницей таких знаний стали легенды и сказки, вобравшие в себя богатый духовный опыт башкирского народа, мудрость аксакалов, свободолюбивый нрав древних башкир.
Детям пришлись по душе легенды " Происхождение Башкир", " Как возникли Луна и Уральские горы",
"Подснежник". Трогательная легенда о рождении подснежника заставляет по другому взглянуть на этот нежный весенний цветок. У детей возникло желание поселить этот цветок в группе. сделать его своими руками.
(фото работ детей)
ИГРА
Следующий день проекта решили посвятить игре. Наиболее любимый вид игры - подвижная игра. Башкирские народные игры имеют свою историю. они сохранились до наших дней из глубокой старины. передавались из поколения в поколение. вбирая в себя лучшие национальные традиции. Без низ не обходился ни один народный праздник.
На нашем празднике. посвященном Дню независимости Башкортостана, выучили и показали народную игру "Курай".
Вспомнили игру " Сапожник". Дети знакомы также с народными играми "Юрта", " Медный пень", " Белый тополь, синий тополь". Вместе с детьми приняли решение разучить новые башкирские игры и играть в знакомые игры во время прогулок на участке
(фото игр с утренника)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Издавна живут в народе тысячи и тысячи веселых. лукавых. мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях. они перелетают из века в век. из одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. В пословицах выражен характер народа, его ум. наблюдение над жизнью. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека. помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. мы не могли обойти своим вниманием этот вид устного народного творчества и решили выучить наиболее полюбившиеся пословицы и поговорки:
*Знания - птица, ум - крылья.
*Много прошедший, много знает.
*Была бы голова здорова, а шапка найдется.
*Сказанное слово - выпущенная стрела.
*Ласковым словом камни сломаешь.
СКАЗКИ
Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа. Они высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев; восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость, призывают к труду, учат ценить и почитать старых людей.
Принято разделять сказки на сказки о животных, волшебные, богатырские, социально-бытовые. Пятый день было решено посвятить сказкам, этому любимому жанру устного народного творчества. Ребята уже знакомы с некоторыми башкирскими сказками: "Медведь и пчелы", " Лиса-сирота", "Ленивый сын", "Шумбай"
(фото с театром на фланелеграфе по сказке "Лиса-плотник", инсценировки сказки " Лиса и петух")
КУЛЯМАСЫ
Шестой день проекта решила посвятить незнакомому детям жанру фольклора - кулямасам. В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания кулямасы- анекдоты. Это короткие рассказы шуточного содержания, имеющие законченный сюжет и неожиданную концовку. В кулямасах высмеивается глупость, скупость, лень. хвастовство. Детям пришлись по душе кулямасы, вызывающие смех и веселое настроение. Было решено инсценировать наиболее интересные из них.
КАК ЕСТЬ - ТАК ПЕРВЫЙ, А РАБОТАТЬ.
Три брата-бедняка отправились как-то искать работу. Шли они шли, вот старший и говорит:
- Если найдем работу. возьмем за нее лошадь, корову.
- А кто молоко будет пить? - спрашивает средний.
- Я! - откликается младший.
- А сметану?
- Я! - кричит он снова.
- А хлев кто чистить будет?
- Что это все я да я! Пусть на этот раз будет очередь старшего брата, - отвечает младший
ГДЕ ЖАРЧЕ
Встретились два вруна. Посидели, поговорили о том, о сем, увлеклись беседой.
- В наших краях сейчас очень жарко, - рассуждает один из них. - у воробьев на лету даже крылья вянут.
- Удивил! Разве это жарко! Вот уж у нас жарко, так жарко! Только терпи! В некоторые дни кур льдом приходится кормить.
А иначе они, бежняжки, вареные яйца несут, - сказал другой.
(2 кулямаса напечатать и поместить фото с инценировками)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ознакомившись с некоторыми жанрами устного народного творчества, седьмой. последний день проекта, было решено посвятить произведениям художественной литературы, авторским произведениям. Среди писателей и поэтов Башкортостана, писавших для детей, особое место занимает народный писатель Мустай Карим. Ребята уже слышали его стихотворение о родине. родной Башкирии. которую
он сравнивает с березовым листком. Сегодня дети прослушали рассказ М. Карима " В березовом лесу", который сразу же решили драматизировать.
фото с драматизацией рассказа)
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
Дети имеют представление:
- о разных жанрах устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки, сказки. легенды. кулямасы);
- о творчестве башкирского писателя Мустая Карима.
Знают и называют:
- сказки, легенды башкирского народа
- произведения детских писателей;
- традиционные народные праздники башкир;
- башкирские подвижные игры;
- башкирские пословицы и поговорки