Елена Нестерова
Творческий проект «В гостях у сказки» в средней группе для детей с нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект - «В гостях у сказки».
Я представляю Вам свой творческий проект «В гостях у сказки», который был реализован в средней группе для детей с нарушениями ОДА.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра. Игра может быть самой разнообразной. Так, например, театральная игра помогает развивать у детей дошкольного возраста познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные и двигательные способности и многое другое.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сказки. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Реализуя проект, я поставила цель и определённые задачи, которые реализовала в течение одного учебного года. Цель и задачи вы можете увидеть на слайдах.
Участвовали в проекте 15 детей среднего возраста с нарушениями ОДА, из них: 4 ребёнка-инвалида, 1 ребёнок со сложной структурой развития, не обслуживающий себя самостоятельно, в сопровождении мамы. А также, к участию в проекте были привлечены родители детей и музыкальный руководитель, без помощи которых реализация проекта была бы не осуществима.
Перед реализацией проекта мною была проведена предварительная работа, которая включала в себя проведение методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Данная методика помогла определить, насколько развито творческое воображение у детей среднего возраста.
На основании полученных результатов, которые представлены на слайде, видно, что у детей творческое воображение развито на достаточно низком уровне. Я сделала предположение, что театрализованная деятельность поможет развить у детей творческие способности.
Проект включал в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Сейчас, я более подробно остановлюсь на каждом из них.
На подготовительном этапе я проанализировала методическую и психолого-педагогическую литературу по театрализованной деятельности, сделала подборку детских сказок, наиболее доступных для театрализованной деятельности для детей с нарушениями ОДА.
Были подобраны разные виды игр (д/и, настольно-печатные, словесные и подвижные) и упражнений на развитие у детей: ритмопластики, эмоционально-волевой сферы, психических процессов, речевого дыхания, дикции и интонационной выразительности.
Музыкальный руководитель подобрал музыкальный репертуар для постановки театральной сказки и для проведения игр и упражнений в основном этапе.
Во время реализации подготовительного этапа с помощью цифровых образовательных ресурсов дети посмотрели и послушали разные сказки. Посмотрели детские театральные постановки с участием Театра кукол и Молодежного театра русской драмы г. Петрозаводска; составили альбом «Мои любимые сказки» (детские рисунки). Дети сочиняли сказки по образцу педагога и с помощью таблиц, схем, моделей; на занятиях по продуктивным видам деятельности необходимо было уделить особое внимание персонажам и сюжетам сказок; а также был составлен и проведён цикл познавательных занятий по проблеме с детьми.
Родители детей были активными участниками и принимали участие в мероприятиях, которые представлены на слайде (вместе с детьми посетить театры города (по возможности театры других городов, чтение детской художественной литературы, разучивание стихотворений, творчество в «домашней мастерской» - изготовление поделок, оформление декораций для театральной постановки, подготовка костюмов и атрибутов для персонажей сказки).
Родители активно откликнулись, проявили интерес и желание принять участие в реализации нашего проекта. На протяжении всего проекта с родителями были проведены круглые столы, мастер-классы, творческие встречи, где им были даны советы и рекомендации, как в домашних условиях можно готовить детей для постановки сказки, какие игры и упражнения необходимы для развития творческих способностей у детей. Они были заинтересованы в положительном результате и во всём нам помогали, а мы, в свою очередь, прислушивались к их советам и мнениям.
Второй этап в реализации проекта - это основной. Он был самым трудоёмким, но и результативным.
На этом этапе с детьми проводились разные виды игр и упражнений, такие как:
1. Обучение распознаванию эмоций
Цель: научить детей узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям, мимике, жестам, позе, интонации.
С детьми были проведены игры: «Составь портрет», «Пляшущие человечки», «Наше настроение», «Театр».
Были проведены игры и упражнения на развитие ритмопластики.
2. Ритмопластические игры и упражнения
Цель: развивать воображение, двигательные способности и пластическую выразительность.
С детьми мы провели следующие игры: «Мокрые котята», «Штанга», «Самолеты и бабочки», «Буратино и Пьеро», «Насос и надувная кукла», «Снеговик», «Тюльпан», «Скульптор», «Ползучие змеи», «Утро», «Снежинки», «Заколдованный лес», «В стране цветов».
Также на этом этапе с детьми проводились:
3. Игры и упражнения по развитию культуры и техники общения
Эти игры направлены на развитие у детей: дыхания, артикуляции, четкой дикции, логики речи, орфоэпии, связной речи, творческой фантазии, на умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
С детьми были проведены дыхательные и артикуляционные упражнения, дикционные и интонационные игры, а также творческие игры со словом - «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Удивительный бегемот», «Горячая картошка», «Конфетка», «Жало змеи», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», «Дрессированные собачки»,
Вкусные слова», «Волшебная корзинка», «Вопрос-ответ», «Придумай диалог».
Следующие виды игр и упражнений, которым было также уделено должное внимание - это Игры на развитие психических процессов - развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, пантомимических навыков; упражнения, способствующие пониманию мимики лица.
Мы играли в «Весёлые сочинялки», «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Передай позу», «Что мы делали, не скажем», «Какие животные спрятались на картине?», «Замри», «Зеркало», «Покажи без слов» и др.
В основном этапе были проведены театрализованные игры-занятия, которые были направлены на подготовку детей к предстоящей постановки сказки «Теремок». Эти игры помогли настроить детей на перевоплощение в героя-персонажа сказки. Проводились игры, которые включали в себя сюрпризные моменты, игры на ориентировку в пространстве, на умение разложить картинки из сказки в правильной последовательности, предлагались задания на точечное, контурное и силуэтное изображение.
В ходе проведения театрализованных игр-занятий использовались физкультурные минутки.
Заключительным мероприятием в основном этапе - это были репетиции к постановке сказки.
Особенность нашего проекта была в том, что героев в сказке было по двое. Это было сделано для привлечения всех детей группы.
Заключительный этап.
Здесь была проделана совместная работа родителей и детей - это творчество в «Домашней мастерской» (оформление афиш, приглашений, изготовление декораций и костюмов для театральной постановки).
С детьми организовывали и проводили с / р игру «Театр», которая помогла развивать ролевые и реальные отношения в игре; закрепить знания детей о театре (профессии, атрибуты, правила поведения, жанры и т. п, полученные на познавательных занятиях; совершенствовать стиль партнёрских отношений в игре; воспитывать чувство прекрасного.
В игре были кассир, контролёр, актёры, зрители. Все дети были задействованы в игре.
И, конечно же, самое волнительное для всех участников реализации творческого проекта - это премьера сказки «Теремок», на которую были приглашены дети из разных групп нашего д / с, а также и родители.
Во время показа сказки в зале была тёплая, душевная, располагающая обстановка, благодаря которой юные актёры справились с волнением, и премьера сказки оставила положительные эмоции у всех.
После премьеры сказки, мною была вновь проведена методика О. М. Дьяченко на предмет исследования творческого воображения у детей. Выявлено, что детей с низким уровнем стало намного меньше, и повысились показатели среднего и высокого уровня, что очень порадовало педагогов.
Благодаря проекту у детей развилось творческое воображение и творческие способности, умение создавать оригинальные образы.
Родители тоже увидели значительные изменения у детей после реализации творческого проекта.
Намечены следующие перспективы:
• Постановка новых адаптированных спектаклей для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• Участие в городских конкурсах по театрализованной деятельности;
• Увеличение количества участников проекта.