Людмила Рыбакова
Творческий проект «Театрализация сказки «Гуси-лебеди» в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Творческий Проект «Театрализация сказки «Гуси-Лебеди» в детском саду»
Соавторы: Минчукова И. В., Шевченко Т. Д., Гончарова Е. В., Ненахова Л. В.
Цель проекта:
Обогатить духовно-нравственный мир ребенка- дошкольника.
Развить музыкальные и творческие способности детей в атмосфере увлеченности и эмоционального подъема, путем приобщения их к истокам русского народного творчества с помощью русской народной сказки «Гуси-Лебеди».
Задачи проекта:
Публикация «Творческий проект „Театрализация сказки „Гуси-лебеди“ в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси лебеди». Сценарии театральных постановок, драматизации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Раскрытие индивидуальности ребенка, его творческого мышления через все виды музыкально-театральной деятельности, при передаче музыкального и художественного образа. Развитие эмоционально – ценностного отношения к родному слову, сказкам, народным традициям.
Характеристики проекта:
Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Проект предполагает расширение кругозора детей, формируя всестороннее развитие личности с опорой на искусство, с учетом сотворчества: ребенок- педагог –родители, охватывая следующие темы: быт русской избы, народный костюм, традиции русского народа. Песни и хороводы, игры и игрушки детей…
Проект приурочен ко Дню театра в детском саду.
Рассказанная взрослым сказочная история, воспитала ни одно поколение детей, являясь надежным спутником семьи и педагога в умении познакомить с окружающим миром, воспитывая «ум и сердце», разум и чувства.
Сказка для ребёнка, готовое театральное действие, подкрепленное картинкой, окрашенное эмоциями взрослого, передающего ее содержание.
«…. Театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов,. без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
«Сценическое мастерство» начинает проявляться в группе раннего возраста, когда «классические» мальчики-зайчики, а девочки-снежинки впервые играют «в образе» и «с образом»…
Как и какую сказку мы покажем в нашем театре?- выбираем мы с детьми старших групп. И опять нас выручает То, что близко и знакомо – Русскую Народную Сказку. Мы выбрали «Гуси-Лебеди», узнав предварительно у детей их отношение и интерес к событиям, происходящим в сказке. Подкупало то, что в сказке много действующих лиц, у каждого будет роль, образы выразительны, что дает возможность показать характер через слово, музыку и ритмопластику.
Либретто стихотворной сказки я написала сама, учитывая то, что стихотворный текст дети запоминают лучше, а повторяющийся текст, не мешает ребенку большим нагромождением слов – минимум текста дает свободу для детского перевоплощения, если еще учесть, что речь у детей слаба.
По ритмопластике я использовала Программы Т. Ф. Кореневой, А. Бурениной, Т. Федоровой, Т. Тютюнниковой, что помогло обогатить наш спектакль словом, движением, тембром различных музыкальных и шумовых инструментов в детском оркестре.
Смысл сказки «Гуси-Лебеди», актуален и в наше время: нельзя из дома уходить одному, о случившемся, даже самом плохом случае, сообщать маме, потому что мама всегда придет на помощь, простит и всё поймет.
Предлагаю некоторые практические эпизоды работы с детьми по теме Творческого проекта.
Дети с помощью взрослых, погружались в содержание знакомой сказки. «Гуси-Лебеди», по возможности, «пролетели» по всем методикам. Была собрана мини –библиотека «Одной Сказки «Гуси-лебеди», знакомились с художниками-иллюстраторами, сами рисовали, раскрашивали, лепили., слушали народную и классическую музыку, пели, танцевали, разыгрывали диалоги и сценки, что помогло нам увидеть желание и тягу ребенка к исполнению той или иной роли.
Кукольный спектакль по сказке, сами дети показывали малышам.
Родители вместе с детьми, дома готовили макеты, поделки, альбомы.
Обязанности Костюмера легли на плечи Татьяны Дмитриевны. К имеющимся костюмам были сшиты недостающие; все герои одеты в вязанные ею лапоточки, да и печка принесет "вязанные пирожки".
Декорация и бутафория исполнена Ириной Викторовной: от яблок –папье-маше до избушки Бабы Яги. Елена Валентиновна и Людмила Викторовна – осуществили декор центральной стены. В процессе работы творчество каждого педагога по подготовке к спектаклю, переплеталось между собой, дополняя друг друга, создавая единый образ театрального действия.
Сказка «Гуси-Лебеди» относится к волшебным сказкам. Интересна мифология каждого персонажа. Старая Русь. Высокая смертность детей.
Гуси-Лебеди - образ ангелов, уносящих души умерших детей. Страх матери, сестры за себя и своих детей, толкает Машу в погоню за гусями- лебедями, найти и вернуть Ванечку домой.
Яблоня с наливными яблочками – расцвет жизни, плодородие, дающие вечную молодость, здравие и красоту, имели свойства живой воды.
Печка – очаг – главное место в избе, у которого женщина проводила свою жизнь, готовила еду, поддерживала огонь. Огонь- это тепло, свет, жизнь. Неугасающий огонь - вечная жизнь.
Речка –вода, неиссякаемый источник жизни, это и время течения жизни- олицетворение вступления во взрослую жизнь. Наша речка – большое голубое полотно- под ним скрыт вентилятор, который включали во время танца девочек «речек» и «Река оживала».
Баба Яга – волшебница и как всякая колдунья, она то зла, то добра и как ото всякой непонятной силы от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, вороны,- все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. К этой роли подходим осторожно, через игру, через мимику и жесты, основанные на юморе, давая детям «оторваться по полной»,- вот только тогда на эту роль согласен каждый ребенок (из опыта работы).
Избушка на курьих ножках – ее почитают как привратницу между миром живых и мертвых. И, когда Маша хватает братца и бежит от Бабы Яги- это миг, когда удалось вырваться из лап смерти. Беда позволяет повзрослеть девочке, уходит ее легкомыслие, появляется ответственность за судьбу родного человека - брата-малыша.
А это светёлка в доме Маши. Условный характер театрального искусства никогда не смущал детей. Ведь, что-то сделать понарошку – основа детской жизни и любого театрального действия даже у взрослых.
А это колыбелька деток.
Так начиналось то самое утро.
Все тревоги позади. Дети дома. Родители возвратились с ярмарки. Батюшка самовар купил.
«Когда семья вместе и сердце на месте». Обращение к Сказке «Гуси –Лебеди» проходит в каждой возрастной группе:
- во 2-ой младшей группе –рассказываем сказку «Гуси –Лебеди»,
- в средней группе – инсценировки по сюжетам русских народных сказок.
- в старшей и подготовительной группе- тема: Обычаи и традиции русского народа. Добро и зло в русских народных сказках. Драматизация и театрализация русских народных сказок.
Можно ли прожить без сказки? Сказка с нами надолго, а, может, и навсегда!