Сэсэгма Максимова
Творческий проект «Создание мультфильмов вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Внедрение мультипликации в образовательный процесс – является относительно новым, в то же время, достаточно универсальным и многогранным способом развития детей в условиях современного мира, насыщенного визуальной информацией. Важнейшими задачами дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей, расширение кругозора, раскрытие у воспитанников творческих способностей. Как показывает наш опыт работы, развитие этих качеств у дошкольников возможно, в том числе и через использование в работе с детьми мультфильмов. Потому что события, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать эстетические чувства, повышать осведомленность детей, развивать мышление, речь и воображение, формировать мировоззрение и т. д.
Публикация «Творческий проект „Создание мультфильмов вместе с детьми“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Создание анимации – безусловно, весьма увлекательный процесс, причём, не только для детей, но и, зачастую, для взрослых.
Мотивировать детей на создание мультфильма всегда очень просто, и на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера» дети откликаются охотно. Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, данная деятельность позволяет решать задачи:
- на речевое развитие детей. Процесс озвучивания мультфильма способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- налицо познавательное развитие. Создание мультфильма пробуждает у «членов творческого коллектива» оправданный интерес к результатам деятельности, поддерживает познавательную мотивацию. В процессе разрешения проблемно-поисковых ситуаций у воспитанников формируются навыки произвольного внимания, развития слуховой и зрительной памяти, развивается воображение и мышление;
- важным аспектом представляется художественное и эстетическое развитие. Очевидно, что процесс восприятия детьми художественных произведений непосредственно вызывает стимулирование сопереживания героям. А изготовление персонажей и декораций представляется одной из основ художественного восприятия мира;
- весьма значимым является развитие социально-коммуникативных навыков. Общение дошкольников внутри «творческого коллектива», взаимоотношения со взрослыми, руководителями коллектива способствуют развитию самостоятельности, осознанию ответственности за свою деятельность, формированию восприятия мотивации к творческому труду;
- безусловно важным является физическое развитие, в частности, развитие мелкой моторики рук.
Новизна данной методической разработки в том, что до сегодняшнего дня эта форма образовательной деятельности через создание тематических мультфильмов слабо представлена в дошкольных образовательных учреждениях из-за недостаточной технической оснащенности детских садов, недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий.
Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией.
Мультипликация в этом смысле является одним из методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Предложенная методическая разработка может быть успешно реализована на практике в дошкольной образовательной в силу своей технической доступности. Для создания анимационного сюжета понадобятся любая цифровая фотокамера, штатив, компьютер или ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации. Вместе с тем, создание мультфильма требует определенных условий, затрат времени, чётко спланированной и результативной предварительной работы с детьми и родителями и, конечно же, медийной грамотности педагогов.
Актуальность
Уровень представлений детей о нравственности и духовности во многом зависит от того, какое содержание отобрано для изучения, какие методы используются, какие формы деятельности организуются. И поэтому наряду с традиционными формами работы с детьми в данной разработке, использую нетрадиционную увлекательную работу на основе воспитательного потенциала мультфильмов. И это не случайно, ведь больше всего на свете дети любят смотреть мультфильмы. По данным социологов (В. С. Собкин, К. В. Скобельцина, А. И. Иванова) от 20% до 40 % всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора (чаще компьютера, просматривая мультфильмы. Мультипликация несёт в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем духовно-нравственных ценностей.
Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки мультфильмов, вводить непредвиденные ситуации, разбирать и решать конфликтные ситуации, самим побыть в качестве «творца», «создателя» мультфильма.
Целью данной методической разработки является: ознакомление дошкольников с циклом создания мультфильма – от идеи до ее воплощения на экране и создать мультфильм своими руками.
Задачи:
Образовательные
• познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
• познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;
• расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник – мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
Развивающие
• развивать творческое мышление и воображение;
• формировать художественные навыки и умения;
• формировать навыки связной речи.
Воспитательные
• формировать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма;
• формировать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
• прививать ответственное отношение к своей работе;
• формировать у детей уважительное отношение к старшим, умение слушать, помогать взрослым.
Вид проекта : познавательный, совместный детско – родительский творческий проект.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Создания мультипликационных фильмов были выбраны в качестве итоговых занятий: по рисованию, лепке и аппликации старших дошкольников, а также предусмотрен мастер-класс для родителей, которые помогут своим детям в создании мультфильма на конкурс ко Дню Защиты детей.
Формы работы:
• игровая;
• работа с родителями;
• индивидуальная работа;
• коммуникативная;
• продуктивная.
Техники и методики:
навыки лепки, рисования;
конструирование;
выполнение аппликации;
изготовление персонажей и декорации для игр;
постановка спектаклей и съемки мультфильмов.
Дети осваивают метод покадровой сьемки с помощью специального штатива и фотокамеры, и созданных персонажей. Воспитатель берет на себя работу по созданию видеороликов и монтажу. Родители по желанию тоже могут принять участие в создании мультфильмов, помогая детям готовиться к конкурсу.
Сроки реализации:
1 этап - Подготовительный.
1. Постановка цели, задач;
2. Подбор методической литературы по теме.
3. Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
4. Занятие «Путешествие в мир мультфильмов». (Приложение 1. Разработка занятия, презентация и музыка к викторине.)
5. Просмотр мультфильма «Секреты фиксиков. Как создается мультфильм?» и знакомство с этапами создания мультфильмов. (Приложение 2. Мультфильмы)
2 этап - Основной. (Приложение 3)
1. Выбор сюжета мультфильма :
• чтение и обсуждение любимых сказок;
• выбор детьми сказки для создания мультфильма («Колобок»).
2. Разработка сюжета мультфильма :
• чтение и беседа по сюжету выбранной сказки «Колобок»;
• погружение в сюжет сказки.
3. Создание персонажей и декораций:
• выбираем тип нашего мультфильма (кукольный, рисованный, пластилиновый, компьютерный). Мы остановили свой выбор на пластилиновом мультфильме;
• лепка героев
• выставка мультгероев сказки «Колобок».
4. Съемка мультфильма.
Дети выставляют все действующие лица на площадку. Передвигая их примерно на 1 см дети создают множество снимков, по сценарию сказки.
5. Монтаж мультфильма.
3 этап - Заключительный.
1. Презентация мультфильма для его создателей и родителей на родительском собрании.
2. Мастер - класс для родителей «Свой собственный фильм? Легко!» (Приложение 4, разработка мастер-класса для родителей и презентация).
4. Анализ полученных результатов.
Ожидаемый результат:
1. Создание мультфильма в технике Stop-motion (пластилиновая анимация).
2. Совершенствование навыка общения, работы в команде, грамотного распределения ролей.
3. Развитие творческого потенциала.
4. Научившись технологии создания анимационных фильмов, дети создадут совместно с родителями свои собственные мультфильмы, которые представят на конкурс.
Технология создания мультфильмов в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня, благодаря новым технологиям и современному оснащению детского сада, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве. Осваивая и используя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев – происходит сотворчество взрослого и ребёнка. Возможно, в будущем, выступив в роли создателей мультфильмов, они по-иному подойдут к выбору и оценке мультика.
Процесс создания мультфильма – это творчески интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Последовательность создания мультфильма я разделила на несколько этапов. Необходимо сделать 5 важных шагов:
Шаг 1. Создать сценарий для своего фильма.
Мультфильм всегда начинается с истории. На профессиональном языке это называется «сценарий». Любой фильм начинается со сценария. Именно интересный сценарий – это уже половина успеха в создании фильма. Возможны два варианта:
Сценарий можно придумать свой собственный или сделать фильм, взяв за основу любое литературное произведение.
Шаг 2. Продумать образы героев фильма и декорации сцен, на которых будут происходить действие мультфильма.
Дети придумывают героя и декорации, они должны быть ярким, запоминающимся, детали четкие, возможно для движущихся персонажей использование проволоки-каркаса для придания устойчивости.
Шаг 3. Сделать фотографии, «перекладывая» действующих лиц и элементов декорации на сценах в соответствии со сценарием.
Для сьемки потребуется подготовить рабочее место мультипликатора, фотоаппарат, штатив, и лампа если света недостаточно:
- Для создания анимации следует использовать постоянный источник света, следить чтобы не было тени и нельзя использовать встроенную вспышку, так как она создает слишком резкие тени.
- Укрепить фотоаппарат на штатив или любую плоскую поверхность, так чтобы у фотоаппарата была опора на всем протяжении съемок.
- Укрепить штатив.
- Закрепить объекты, сцену, на которой будет производиться сьемка.
Необходимо сделать фотографии, перекладывая фигурки действующих лиц на сценах в соответствии со сценарием.
Первым делом необходимо сделать 2-3 кадра пустого фона. Потом должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см (чем меньше шаг, тем реалистичнее передвижение). Чем меньше перемещаем, тем медленнее будет движение и качественнее. Это деятельность требует внимательности, усидчивости.
В профессиональной анимации делают 25 кадров в секунду. В детской анимации от 4 до 6 кадров в секунду. Это зависит от возраста участников. Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.
После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.
Важно соблюдать принципы анимации:
-все объекты двигаются по своей траектории (т. е. у них есть своя дуга, они не прыгают в хаотичном порядке, а всегда четко двигаются).
-у всех объектов есть замедление и ускорение (чем быстрее перемещается объект, тем больше расстояние на которое мы перемещаем, делаем изменение в кадре и наоборот).
Шаг 5. Смонтировать фильм.
Для создания анимации существуют специализированные программы, такие как Киностудия windows, Move maker и другие.
Заключение.
В результате реализации данного проекта у наших воспитанников сформировались представления о мультипликации, о том, как появляются мультфильмы, как живут в нем герои, как можно «оживить» картинки и героев. Дети получили мощный стимул к развитию творческого воображения и познавательного интереса. В результате работы над проектом дети научились намечать план работы, доводить начатое дело до конца, коллективно решать проблемы. У дошкольников развились личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативность, уважение к сверстникам. Развилась речь, мелкая моторика, творчество, фантазия. Таким образом, проектная деятельность дала возможность проявить себя, стимулировала детей к достижению цели, сформировала коммуникативные и познавательные навыки, нравственные качества.
Дети стали уверенными в своих силах, они стали выдвигать разнообразные идеи для создания новых мультфильмов, например, снять мультфильм по старой сказке Ш. Перро «Красная шапочка» на новый лад. Они с радостью и большой увлечённость стали заниматься творчеством, проявляя при этом активность и инициативу.
Выводы:
Мы изучили секреты создания мультфильмов и смогли сами снять свой первый мультфильм. Также мы убедились, что на самом деле создание мультфильма своими руками — это не совсем сложный процесс, и познать секреты создания мультфильма может каждый. Использование такой проектной технологии, как создание мультфильмов с детьми, является действенным средством для развития творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей.
Постановка новой проблемы.
Продолжить развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей через создание мультфильмов (создать мультфильм по старой сказке Ш. Перро «Красная шапочка» на новый лад; придумать свой сюжет к мультфильму про свою группу). В ходе нашей проектной деятельности нашей темой заинтересовались и родители воспитанников. В дальнейшей работе мы продумаем формы работы с родителями (мастер-классы, консультации, совместная деятельность родителей детей, конкурсы и др.).
Литература и интернет ресурсы
1. https://www.movavi.ru/support/how-to/how-to-create-cartoons.html .
2. https://ru.wikihow.com/%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
3. Оберемок С. М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005.
4. 3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.