Cветлана Cулакина
Творческий проект с детьми 3–4 лет по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Организация, на базе которой реализуется проект: МБДОУ «Детский сад № 32»
Публикация «Творческий проект с детьми 3–4 лет по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Срок реализации: 2018 – 2019 год.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: сентябрь – ноябрь 2018г.
Основной: декабрь 2018 – март 2019г.
Заключительный: март 2019г.
Разработчики и исполнители проекта:
музыкальный руководитель Натесова В. В. ; воспитатель Сулакина С. Е.
Участники проекта: дети второй младшей группы № 10, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества, воображения,
фантазии, а без этого он засушенный цветок».
В. Сухомлинский
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Данная деятельность в детском саду является едва ли не самым эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя», ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят.
Театрализованная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию. Также театр помогает решить также одну из важнейших задач - развитие речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Воспитательная функция театра состоит в том, что дети знакомятся с окружающим миром через образы, а анализ произведений учит детей делать предположения, выводы, обобщения.
Проблема:
Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.
В опосредованной форме театр учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Он является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы нашей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Теоретическая и практическая значимость проекта.
Теоретическая значимость проекта определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомендации могут быть использованы воспитателями и родителями в развитии творческих способностей у детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что при подготовке сказки к показу зрителям у детей развиваются творческие способности: дети учатся выступать перед зрителями, формируется правильная речь, развиваются актерские способности, воображение, память, дети становятся более раскрепощенными и общительными. Совместная творческая деятельность сближает родителей и детей. У них появляются общие интересы и идеи для творчества.
Цель проекта:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества, создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
Задачи проекта:
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством, используя различные виды театра, формирование эмоционально-положительного отношения к театру.
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к чтению художественной литературы и театрализованной деятельности, использование театрализованных игр в интересах речевого развития ребенка.
Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер,
Развитие у детей художественно–речевых исполнительских способностей: выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщение родителей к участию в проекте. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместное проведение праздников, досугов.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Ожидаемый результат:
Посредством театрализации у детей:
развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи;
у родителей сформируются представления о театрализованной игре, как об одном из наиболее важном виде деятельности в дошкольном возрасте.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта, создание условий для театрализованной деятельности и чтения художественной литературы. Создание мотивации по работе над проектом.
Изучить литературу по теме проекта
Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта.
Пополнение методической копилки по теме проекта. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов.
Подготовка предметно пространственной среды. Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Работа с родителями:
Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
• Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
• Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта.
II этап– основной.
Цель: Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению произведений устного народного творчества и театрализованной деятельности, развития коммуникативных способностей. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Формы работы с детьми:
Чтение художественных произведений.
Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту педагогами и родителями, согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов).
Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.
Театрализованные игры, развлечения, праздники.
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками.
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду»; оформление папок-ширм по теме проекта
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
III этап – заключительный.
Театрализация сказки «Как котята свою маму потеряли».