Юлия Сергеевна Торопова
Творческий проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели»
▼ Скачать
Творческий проект
Согласован: Утвержден:
Заведующий МБДОУ № 73 «Аленушка» Игнашова Е. П___
Приказ №__ от___
Председатель профкома
___Е. А. Павлова
Проект
«Словно сказочные Лели заиграем на свирели»
Автор-составитель: Торопова Ю. С.
Музыкальный руководитель, педагог по дополнительному образованию
Шарья
2020г.
СТРУКТУРА проекта
1. Полное наименование проекта «Словно сказочные Лели заиграем на свирели»
2. Аннотация
Публикация «Творческий проект „Словно сказочные Лели заиграем на свирели“» размещена в разделах
Уже в начале 20 века в оркестре В. В. Андреева появились свирели, которые были снабжены клапанным механизмом. Современные оркестры и сейчас располагают инструментами такой конструкции. А в конце 20 века была создана талантливым Московским музыкантом Э. Я. Смеловой чудесная детская свирель и методика игры на ней.
Свирель- флейтовый инструмент, игра на котором производится певческим дыханием и как активная дыхательная гимнастика, способствует оздоровлению детского организма и предупреждению респираторных заболеваний. Развитие мелкой моторики, координации пальцев и массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, лечению дисграфии.
ФГОС ДО в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие интересов детей, укрепление их здоровья, что и было взято за основу разработки проекта.
Аудитория проекта : музыкальный руководитель, родители и воспитанники ДОУ.
Цель проекта : укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством игры на свирели.
Задачи проекта.
Образовательные:
• Помочь детям освоить правильную постановку с инструментом;
• Содействовать умению детей овладеть игрой на музыкальном инструменте и исполнительским дыханием;
• Подвести детей к пониманию музыкальной терминологии и умению пользоваться ею;
• Уметь донести до слушателей музыкальный образ музыкального произведения.
Развивающие:
• Развивать музыкально-художественный вкус детей, фантазию, творческое воображение, индивидуальные интересы и способности, интерес к музыкальному искусству.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес к музыкальной культуре.
Реализация проекта : осуществляется на базе образовательного учреждения «Детский сад № 73 «Аленушка»» городского округа город Шарья Костромской области.
Сроки реализации проекта- 1 год.
3. Описание объекта проектирования : Обучить детей игре на свирели в донотный период.
….
Проект опирается на ООП МБДОУ «Детский сад №73 «Алёнушка»», на основу обязательного минимума содержания областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Инструментарий
Объект:
Предмет:.
Проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» включает цикл познавательных занятий, мероприятий, конкурсов и концертов, в ходе которых дети совместно с педагогами смогут продемонстрировать полученные навыки игры на свирели.
ОПИСАНИЕ проекта
Новизна проекта заключается в том, что дети дошкольного возраста имеют возможность освоить музыкальный инструмент в донотный период и укрепить собственное здоровье, посредством игры на свирели. Игра на ней способствует гипервентиляции полушарий головного мозга и легких ребенка, интенсивному развитию музыкальных задатков (координации слуха и голоса в любом возрасте, постановке голоса и певческого дыхания). А вместе с этим-осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков, а также вернуться к истокам и погрузиться в удивительный и таинственный мир звуков, импровизируя и играя на свирели. ….
Модель нововведения.
Свирель состоит из ствола и мундштука. Мундштук-это свисток, через который исполнитель подает дыхание в инструмент. А высоту звука регулируют отверстия, расположенные на стволе свирели. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ и считаются они от мундштука. Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три-указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три –указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Такое положение рук приучает исполнителя к правильной постановке и не требует переучивания. Свирель приставляется ко рту под углом 45 градусов.
В направлении совершенствования развивающей предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДО) :
-новые требования к условиям развивающей предметно-пространственной среды;
-вариативная часть ООП ДОУ.
В направлении работы с детьми:
-система мероприятий для познавательного развития в различных областях деятельности детей старшего дошкольного возраста;
В направлении развития педагогов:
-практика привлечения педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста;
-повышение квалификации педагогических кадров;
-использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки к совместной деятельности.
4. Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей (введение данной модели).
Дети участвуют в подготовке к показательным мероприятиям с родителями, конкурсами, концертам, творческим вечерам и другим мероприятиям.
Вывод: проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» способствует укреплению здоровья детей дошкольного возраста посредством игры на свирели, повышению качества образования дошкольников в областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие».
5. Рабочий план реализации проекта.
Этапы работы над проектом «Словно сказочные Лели заиграем на свирели».
Этапы работы Сроки Содержание работы
1. Подготовительный. 1. Разработать программу обучения детей старшего дошкольного возраста по обучению игре на свирели.
2. Преобрести музыкальные инструменты, пюпитры и тетради по количеству детей и методическую литературу.
3. Провести диагностику знаний, умений, навыков, уровня музыкального развития детей.
4. Разработать буклеты по теме проекта с целью разъяснения родителям воспитанников значимости проекта.
5. Составить график проведения индивидуальных занятий с детьми по освоению игры на свирели.
6. Проанализировать создание условий в методическом кабинете.
7. Организовать работу с родителями по данному направлению.
2. Технологический 1. Подобрать и изучить информацию методического характера, (методическую литературу) позволяющую обучить детей игре на свирели. (методическое пособие по обучению детей игре на свирели, рабочие тетради, альбомы для рисования дома)
2. Проанализировать раздел ООП МБДОУ «Детский сад №73 «Алёнушка»» область «Художественно-эстетическое развитие» (а именно методику обучения детей игре на музыкальных инструментах»
3. Разработать проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели.».
4. Организовать презентацию проекта.
5. Создание условий для реализации проекта «.Словно сказочные Лели заиграем на свирели»
6. Просчитать материально-техническое обеспечение проекта.
3. Апробация. 1. Апробировать проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» с детьми.
2. Провести диагностику знаний, умений, навыков, уровня развития детей во время внедрения проекта «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» - выявить наличие или отсутствие музыкальных навыков у детей.
4. Внедрение 1. Работа по проекту «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» с детьми старшей группы
3. Продолжать пополнять образовательный процесс музыкальными инструментами (детскими свирелями, нотными тетрадями, пополнить картотеку игр на развитие певческого дыхания.
4. Предложить детям участие в различных мероприятиях детского сада, городского Центра Досуга с целью получения исполнительских навыков и демонстрации освоения игры на свирели.
5. Подведение итогов.
1. Диагностика знаний, умений, навыков, полученных детьми во время обучения игре на свирели, а также, уровня музыкального развития детей во время внедрения проекта «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» - динамика повышения или отставания уровня развития знаний у детей.
2. Создание итогового продукта-мини-концерт для воспитанников ДОУ и их родителей.
Обобщение опыта работы по проекту «Словно сказочные Лели заиграем на свирели», выступление на пед. совете.
Рабочий план реализации проекта.
Этапы работы Сроки Содержание работы
1. Подготовительный 1. Диагностика детей в области «Художественно-эстетическое развитие».
2. Анализ диагностических данных.
2. Технологический 1. Анализ ООП ДОУ «Алёнушка»
2. Подбор и изучение методической литературы.
Приобретение современной методической литературы по данному направлению.
3. Подбор игр и упражнений на развитие певческого (исполнительского) дыхания
4. Приобретение необходимых пособий, оснащение современным технологическим оборудованием.
5. Распределение обязанностей между педагогами в группе.
6. Презентация проекта.
5. Апробация 1. Работа над проектом
3. Корректировка проекта.
6. Подведение итогов 1. Итоговое мероприятие.
2. Педсовет.
3. Решение
7. Внедрение 1. Работа по проекту….
8. Конкретные результаты.
Проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели» способствует оздоровлению детского организма и предупреждению респираторных заболеваний. Развитие мелкой моторики, координации пальцев и массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, лечению дисграфии.
Для выполнения поставленных задач проектной деятельности в ДОУ созданы следующие условия;
-применяются инновационные формы работы с детьми;
-пополняется и обогащается предметно-пространственная среда по данному направлению;
-используются условия социума;
-отобраны диагностические методики по художественно-эстетическому развитию.
Проектная деятельность не повлекла за собой больших финансовых затрат из бюджета.
Для обеспечения осуществления целей и задач проекта были задействованы следующие специалисты: музыкальный руководитель
7. Механизм оценки результатов.
В результате проектной деятельности возникло сотрудничество детей, педагогов и родителей.
Педагоги участвовали в организации поэтапного решения возникшей проблемы, разрабатывали алгоритм действий и пришли к общему результату – разработан проект «Словно сказочные Лели заиграем на свирели».
Реализация проекта повлияла на развитие учреждения, на образовательный процесс в ДОУ, на развитие предметно-пространственной среды.
Таким образом, созданы условия развития детей дошкольного возраста. Выявлены эффективные методы работы с детьми:
8. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Дети с желанием участвуют в мероприятиях, и делятся своими успехами с родителями.
Планируется продолжить проект для обмена опытом с педагогами ДОУ и музыкальными руководителями других детских садов нашего города.