Варывдина Юлия Вячеславовна
Творческий проект «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
Возраст: 5-7 лет
Продолжительность проектной деятельности :
сентябрь 2019г. – май 2020 г. (9 мес., долгосрочный
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие
Актуальность проекта :
Публикация «Творческий проект „Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Изучение фольклора представляет интерес в условиях современности. Ребёнку доступно и понятно народное творчество. Фольклор обладает огромной художественной и воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь эпитетами, поэтическими оборотами. Таким образом, фольклор становится близким детям, способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быта.
Цель проекта : заинтересовать и приобщить детей и взрослых к народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи проекта :
развивать интерес детей к народному творчеству, познакомить с народными играми, традициями, обычаями.
обучать игре на ударных народных инструментах, разучивать народные песни, потешки, знакомить с народными играми.
формировать у детей потребность получать новые знания о фольклоре.
воспитывать любовь к народному творчеству через игру.
Продукты проекта :
для детей: участие в фольклорных праздниках («Масленица», «Рождественские святки», «Троица святая»).
для педагогов: презентация проекта «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора».
для родителей: просмотр и участие в фольклорных праздниках вместе с детьми, фотоотчёт о проведенных мероприятиях.
Изготовление атрибутов к народному костюму совместно с родителями. Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.
Предполагаемый результат проекта :
для детей: знания о народных праздниках, традициях, обычаях
для родителей: активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность в образовательном процессе ДОУ
для педагогов: реализация основной цели проекта.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени.
А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание» : «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре.» Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Чижик» мы используем попевку:
По дубочку постучишь,
Прилетает сизый чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький.
Чижик по морю летал,
Одной ножкой всё махал.
Чиж, чиж, прилетай,
Себе пару выбирай!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносим слова:
Скок-скоп, поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька.
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании игры «Ворота»
Тра-та-та, тра-та-та,
Отворяйтесь ворота.
Как из этих из ворот
Вышел маленький народ.
Таня бабушка такая….
Ваня дедушка такой….
Петя зайчик вот какой….
Маша кошечка такая….
И т. д.
Дети, проходя через инсценированные ворота, стараются показать и мимикой и жестами предложенного ведущим персонажа. В дальнейшем роль ведущего может исполнять каждый ребёнок.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Веники, веники,
Веники по мелики.
На печи валялися,
С печки оборвалися.
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила,
Веретёна не точены,
В бане веники мочёны.
Огромное значение в народных играх отдается Хороводным играм. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет.
Хороводная игра «Пузырь». Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина. Одна из таких игр «Кострома»
«Кострома, Кострома,
Государыня моя.
У Костромушки кисель с молоком,
У Костромушки блины с творогом.
Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.
И, наконец, итогом всей работы для детей становятся празднования календарных праздников.
Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, Покров.
Зимние праздники – Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.
Так же очень важно каждое своё действие озвучить музыкально и тут нам на помощь приходят народные музыкальные инструменты.
Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.
В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.
Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.
Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.