Наталья Разуваева
Творческий проект «Поиграем в бирюльки» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра- это самый эффективный способ воспитания, обучения и развития любого маленького ребенка. Игра – основной вид активности дошкольника, а из игрушек наиболее любимы детьми те, которые стимулируют их собственную активность: моторную, строительную, социальную. Игрушка – важнейшее средство психического развития ребенка. Сегодня ассортимент игр и игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на их выбор можно потратить не один час. Некоторые родители при их покупке руководствуются принципом "Чем дороже - тем лучше". Однако это не совсем правильно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки. Ярким примером здесь могут служить игры-шнуровки, различные конструкторы, мозаики и другие развивающие игрушки.
Публикация «Творческий проект „Поиграем в бирюльки“ для дошкольников» размещена в разделах
Известный педагог Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. И это не просто красивые слова. Логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – для развития речи и координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию. Ловкие, умелые пальчики - залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти). А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, существует много специальных игр и игрушек.
Актуальность проекта : в настоящее время большое значение придается раннему развитию детей. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. А следствием слабого развития общей моторики и, в частности, руки, является неготовность к письму большинства детей, поступающих в первый класс, или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой руки родители узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой для ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальчиках карандаш или ручку.
Детская игрушка – интереснейший элемент древней культуры, так как он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Изучением народной игрушки занимались многие учёные. В наше время детская игрушка эпохи Древней Руси изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению, немногие люди не знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было.
Возникает вопрос: можно ли использовать давно забытые игрушки для развития детей дошкольного возраста? Данный вопрос обозначил следующую цель: донести до воспитанников чувство заинтересованности и сопричастности к русским традициям, приобрести навык владения народной игрой.
Задачи:
- формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа, познакомить с традиционной русской игрой;
- познакомить детей среднего возраста с игрой «Бирюльки», её разновидностями и правилами;
- развивать творческие способности, мышление, речь, используя новые игровые варианты; - воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре, народным играм, традициям.
Вид проекта. Краткосрочный, групповой.
Срок реализации проекта : 1-2 недели
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Совместная деятельность воспитателя Содержание деятельности
Беседа «Мои любимые игры». Экскурсия в прошлое. Проблемная ситуация «Что перед нами?» Рассматривание иллюстраций по теме проекта Учить детей рассказывать о своих любимых игрушках, познакомить с игрушками, в которые играли наши предки. Вызвать интерес к теме проекта, стремление узнать, как в них играли. Формировать интерес к русским народным играм
Познавательный рассказ «История возникновения игры "Бирюльки"». Игровая ситуация «Играем вместе» Знакомить детей с народной игрой, формировать у них «информационный запрос». Учить понимать суть игровой задачи, находить при помощи взрослого способы её решения
Основной этап
1 день «Волшебное яблочко» Цель: извлечение выбранной бирюли из общей массы. Определяются правила:
1. Высыпать бирюльки на стол так, чтобы они образовали горку.
2. В ходе жеребьевки назначается первый игрок.
3. Специальным крючком нужно подцепить одну бирюлю так, чтобы не задеть и не покачнуть другие.
4. Успешная попытка дает право игроку снова тянуть бирюльку. В противном случае ход переходит к другому игроку.
2 день «Чудесный мешочек» Цель – найти в мешочке два одинаковых предмета. Для этого берут два идентичных комплекта бирюлей и ссыпают все фигурки в мешок. Перемешивают. Игроки по очереди достают одну фигурку, а потом вслепую наощупь ищут такую же. Если вытащенный предмет не совпадает с первым, то обе фигурки возвращаются обратно, ход переходит к следующему игроку.
3 день «Загадай, я отгадаю» С помощью вопросов догадаться какую фигуру загадала
4 день «Кто быстрее» Проговаривается считалка «Раз, два, три, фигурку ёлочку бери и т. д.».
5 день «Знатоки игры» Новые приёмы использования элементов игры «Бирюльки» :
1. «Собери пазл» – разрезные картинки фигурок.
2. «Выложи дорожку» (нарисована схема последовательности фигурок, надо её запомнить и расположить фигурки так же). 3. «Определи какой фигурки не хватает». 4. «Найди пару» – все разбирают фигурки и по сигналу находят свои пары (одинаковые фигурки)
Заключительный этап
Творческая мастерская
«Бирюльки-конфетки» Изготовление бирюлек в виде конфет из воздушного пластилина
Результаты данной работы:
- дети с увлечением играют в русскую игру «Бирюльки»;
- эта игра проста в применении;
- были найдены новые приёмы использования бирюлек как развивающего материала;
-найденные приёмы можно широко использовать в домашних условиях, для индивидуальных занятий с ребёнком в детском саду.