Дроздова Светлана
«Электронная библиотека группы ТНР». Долгосрочный творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема, ее обоснование
Воспитатели:
- Низкая мотивация педагогов к вовлечению родителей в совместную детско-родительскую творческую деятельность;
- недостаточное использование ИКТ в педагогическом процессе.
Родители:
- Низкая мотивация родителей к совместной детско-родительской творческой деятельности, помощи в коррекционном процессе;
- недостаточный интерес родителей к совместному с детьми чтению художественной литературы.
Дети:
- Слабый интерес к художественной литературе у детей с ОНР;
трудности в пересказе литературных произведений.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Однако, не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Важным условием обеспечения развития ребенка с ОНР, является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на участие в жизни детского сада. Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей не всегда создают возможность партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями коррекционно-образовательного процесса. Выбор альтернативных инновационных методов создает условия, способствующие повышению эффективности процесса обучения.
Хорошей формой работы является вовлечение родителей в совместную детско-родительскую деятельность по воспитанию интереса к художественной литературе и развитию связной речи детей в виде создания электронной библиотеки группы. Преимущества электронной библиотеки на базе фотошоу очевидны: анимация и наглядность материала повышают интерес и эффективность усвоения трудоемких для детей видов деятельности, обусловливают возможность выбора индивидуального темпа, объема, сложности и времени обучения; предполагают легкость фиксирования содержания с неоднократным обращением к нему; освоение детьми мира информационно-коммуникационных технологий.
Каждый ребенок с ОНР учится в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Пересказ художественного произведения более доступен и близок детям для развития речи. По мнению Ф. А. Сохина: «Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, т. е. развивают их речевые умения» [1, с. 119]. Но при обращении к данной форме работы необходимо прогнозировать ее доступность для детей старшей и подготовительной группы с ОНР. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции связного монолога. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц. Развернутые высказывания детей отличаются отсутствием четкости изложения, акцентом на внешние впечатления. Известно, что с опорой на наглядность речь детей дошкольного возраста более последовательна. Самостоятельное оформление детьми иллюстраций книги при подготовке пересказа, по моему мнению, способствует формированию плана произведения, существенно облегчает запоминание текста и помогает создать самобытный образ каждой детской книги. Немаловажен и фактор развития мелкой моторики рук, художественных способностей детей при оформлении книг. По мнению М. М. Кольцовой, «этот факт должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи» [2, с. 148].
Для того, чтобы электронная библиотека приобрела привлекательный вид, мы решили использовать электронные фотошоу как способ ее оформления и представления.
Цель нашей работы - воспитание интереса к художественной литературе у детей С ОНР в совместной детско-родительской деятельности по созданию электронной библиотеки группы.
Задачи:
Воспитатели:
- Вовлекать родителей в совместную детско-родительскую творческую деятельность по теме проекта;
- применять ИКТ технологии электронного шоу при создании электронной библиотеки группы.
Родители:
- Организовать совместную с детьми деятельность по ознакомлению с художественной литературой;
- формировать интерес детей к прочитанным детским произведениям;
- поддерживать инициативу выбора понравившихся детям произведений для оформления книги;
- оказывать детям уместную помощь в иллюстрировании книги и составлении пересказа произведения.
Дети:
- Воспитывать у детей с ОНР интерес к художественной литературе через пересказ, иллюстрирование любимых детских произведений и создание детского фотошоу по книге.
- Развивать связную речи у детей с ОНР: способность относительно полно воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуаций; передавать события в нужной последовательности.
Этапы:
1. организационный этап: проведение организационного родительского собрания, подбор электронной программы;
2. практический этап: совместное чтение и иллюстрирование произведений художественной литературы родителями с детьми, подготовка пересказа и оформление электронной книги, составление электронной библиотеки группы.
3. завершающий - творческого представления результатов работы на развлечении «Литературная гостиная».
План мероприятий по этапам:
Месяц Формы и действия по реализации проекта
Май-август
1. Организационный этап:
• знакомство родителей с проектом и мотивирование их на участие в совместной творческой деятельности по созданию электронной библиотеки группы;
• знакомство родителей со списком детской литературы для чтения летом, стендовой информацией «Обучение пересказу литературных произведений»;
• размещение информация по деталям и срокам творческого задания для родителей в группе в социальной сети «ВКонтакте»;
• подбор электронной программы для презентации электронной библиотеки.
Сентябрь-октябрь
Практический этап:
• чтение родителями с детьми рекомендованной, а также выбранной по предпочтению художественной литературы в течении лета;
• по инициативе ребенка определение наиболее понравившегося произведения, подготовка иллюстраций и пересказа текста;
• детям с выраженными трудностями сенсомоторной координации и тонкой моторики рук вместо самостоятельного иллюстрирования можно использовать вариант раскрашивания готовых контурных изображений по сюжету любимого произведения;
• оформление иллюстраций в папку в виде книжки и запись пересказа книги;
• представление ребенком своей книги «вживую», в виде пересказа и демонстрации иллюстраций к любимому произведению перед детской группой;
• запись родителем или воспитателем пересказов каждого ребенка на диктофон, сканировали иллюстраций;
• монтаж материала в программе фотошоу для всех участников.
Ноябрь
3. Творческое представление работы – завершающий этап:
• Проведение развлечения «Литературная гостиная», где были показаны электронные детские фотошоу по книгам.
• Все электронные книги были с разрешения родителей были размещены в папку «Электронная библиотека группы «Родничок» в социальной сети «ВКонтакте», как и фотографии, освещающие творческий процесс.
• Размещение статьи на сайте ДОУ «Литературная гостиная в группе «Родничок»
Продукт проекта: Электронная библиотека группы «Родничок», развлечение и статья на сайте ДОУ «Литературная гостиная».
Ожидаемые результаты:
Вовлечение родителей в совместную детско-родительскую творческую деятельность по теме проекта; применение ИКТ технологии электронного шоу при оформлении проекта «Электронная библиотека группы «Родничок». Получение родителями опыта совместной с детьми творческой деятельности в процессе работы по формированию интереса к художественной литературе и подготовки пересказа. Повышение у детей с ОНР интереса к художественной литературе. Активизация связной речи детей, способности осмысленно эмоционально воспринимать художественное слово.
Перспективы проекта: поддержка детской инициативы и пополнение электронной библиотеки новыми понравившимися детям произведениями.
Литература:
1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. С. Рузина. Пальчиковый игротренинг. - М. : Фактория. - 228 с.