Елена Сухова
Творческий проект «Петр Ильич Чайковский и его музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пётр Ильич Чайковский и его музыка»
в средней группе «Теремок»
Актуальность проекта: Празднование 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского.
Постановка проблемы:
Наш город напрямую связан с именем великого русского композитора П. И. Чайковского. Значимость его творческой деятельности известна всему миру, а знакомство детей с музыкальным наследием П. И. Чайковского начинается уже с раннего детства. Возрастные возможности дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, опера. В основе музыкальных произведений часто бывают картины жизни, народные сказки, картины природы, образы животного мира. Данная тема актуальна в наше время, время, когда люди стали прагматичными и загруженными всевозможной информацией. А знание классической музыки, в частности, творчества П. И. Чайковского приобщает детей к формированию высоких ценностей жизни: красоте, добру, человечности, духовности. Слушание музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков, даёт возможность формировать чувство гордости за прославленное имя нашего соотечественника. Хочется узнать: почему же музыка композитора нравится и понятна детям? Эти обстоятельства послужили основанием для создания проекта «Петр Ильич Чайковский и его музыка».
Публикация «Творческий проект „Петр Ильич Чайковский и его музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Срок реализации проекта – три месяца. Участники – дети средней группы «Теремок».
Цели: Повышение уровня знаний о творчестве П. И. Чайковского, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
-обогащать представления детей о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского;
-развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей;
-обогатить словарь детей;
-воспитывать чувство гордости за своего знаменитого соотечественника;
-формировать интерес к классической музыке;
-указать на место творчества П. И. Чайковского в духовной жизни нашего народа.
Реализация проекта ориентирована на получение следующих результатов:
1. Повышение уровня знаний о творчестве П. И. Чайковского, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в образовательной области «Музыка».
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.
4. Обновление музыкальной предметно-развивающей среды в группах.
5. Создание фонотеки произведений П. И. Чайковского в группе.
Предполагаемый продукт проекта: Изготовление д/и «Музыкальная книга».
Рабочий план реализации проекта
1 этап. Подготовительный
1. Подбор методической литературы по теме (статьи, книги).
2. Подбор дидактического, наглядного, музыкального материала.
3. Составление перспективного планирования образовательной и совместной деятельности по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского с детьми средней группы.
Февраль 2015 года: воспитатели, музыкальный руководитель.
2 этап. Основной
1. Изучения биографии жизни и деятельности П. И. Чайковского в Клину.
2. Рассматривание иллюстраций к «Детскому альбому».
3. Слушание музыки:
Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро», музыка к пьесе Островского «Снегурочка».
«Апрель-Подснежник», «Ноябрь-На тройке», «Февраль-масленица» из цикла «Времена года».
«Детский альбом»: Марш деревянных солдатиков; Нянина сказка; Болезнь куклы, Новая кукла, Камаринская, Баба-Яга.
4. Чтение художественной литературы: сказки «Спящая красавица», «Щелкунчик и мышиный король»; стихи Виктора Лунина к «Детскому альбому» композитора.
5. Просмотр:
Видеозаписей отрывков музыкальных спектаклей «Щелкунчик», «Лебединое озеро».
Мультфильмов «Снегурочка», «Детский альбом», «Щелкунчик»
Презентаций «Знакомим детей с творчеством П. И. Чайковского».
6. Проведение музыкально-дидактических игр: «Виды театров», «Песня-танец-марш», «Угадай что звучит», «Подумай и отгадай».
7. Музыкально литературный вечер. Знакомство с балетом «Лебединое озеро». Апрель-музыкальный руководитель.
8. Проведение НОД коллективная аппликация по теме «Лебединое озеро».
9. Раскрашивание по теме «Щелкунчик».
10. Психогимнастика под музыку композитора. Март-апрель: Воспитатели группы.
11. Знакомство со струнными музыкальными инструментами. Апрель-муз. руководитель.
12. Создание фонотеки произведений П. И. Чайковского в группах и распространение её в семьях. Апрель. Воспитатели.
13. Разработка музыкально-дидактических игры по произведениям П. И. Чайковского «Музыкальная книга». Апрель- Воспитатели.
14. Подбор материала в родительский уголок по данной теме. Апрель - Воспитатели.
3 этап. Аналитический, итоговый.
1. Анализ результатов диагностики уровня знаний детей о творчестве П. И. Чайковского. Апрель. Музыкальный руководитель. Воспитатели.
2. Использование д/и «Музыкальная книга» в дальнейшей работе. Усовершенствование ее в варианте «Угадай и назови музыкальный инструмент».
Выводы: Почему же детям нравится и понятна музыка П. И. Чайковского?
Изучив литературные материалы о жизни и творчестве композитора, посмотрев иллюстрации композиций музея, выявив выразительные образы в музыке, литературе, живописи, созвучные эмоциональному состоянию детей, мы сделали такой вывод:
1. П. И. Чайковский очень любил детей. Об этом свидетельствует переписка композитора с друзьями и почитателями его таланта. П. И. Чайковский чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. (Много обстоятельств в личной жизни композитора соединилось в один клубок переживаний и размышлений, приведших к созданию этого цикла. Непосредственным поводом послужили впечатления П. Чайковского от жизни в имении Каменка, в частности, от общения с племянниками и Колей Конради - глухонемым мальчиком, воспитанником брата композитора. Чайковскому открылись какие-то неведомые ему ранее грани детской души и психологии.
3. П. И. Чайковский хотел обогатить детский репертуар разнообразными по содержанию пьесами. В сборнике «Детский альбом» композитор дал прекрасные образы музыкальных пьес, доступных по объему и содержанию для восприятия детей даже для младшего школьного возраста. На занятиях в детском саду произведения звучат не только тогда, когда изучают соответствующую тему. То есть музыка Чайковского востребована и актуальна.
4. Детство обладает удивительной магией и волшебством. Тот, кто сохраняет его ощущение в душе – сохраняет молодость… Чайковский был одним из таких людей. Петр Ильич хотел создать произведения в какой-то степени автобиографичные, отразив в них самого себя. Поэтому неудивительно, что мы находим в музыке Чайковского параллели с жизнью самого композитора. Содержание его произведений составляет жизненный путь музыканта, человека, с детства связанного с искусством.
Результат проекта: «Музыкальная чудо-книга»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;
- вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
- прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Предварительная работа: Познакомить детей с музыкой русского композитора П. И. Чайковского и циклом его произведений «Детский альбом», «Щелкунчик». Посмотреть и обсудить мультипликационный фильм «Детский альбом», мультфильм «Щелкунчик»
Содержанию каждого произведения соответствует сюжетная иллюстрация. В одной игре не рекомендуется использовать более 3-4 произведений. Иллюстрации спрятаны в чудо-конвертах. Дети прослушивают пьесы в исполнении музыкального руководителя или в аудиозаписи и угадывают, что это за музыкальное произведение. Ребёнку, который правильно назвал пьесу, предоставляется право открыть конверт. Может быть использован как пособие и в других играх, например: «Угадай музыкальный инструмент».