ОЛЬГА РОМАНОВА
Творческий проект на тему: «Женские и мужские образы в художественной литературе.» Перспективное планирование.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
- осуществление дифференцированного подхода к воспитанию и обучению детей через детскую художественную литературу.
Задачи:
- определить особенности содержания художественных произведений для детей, учитывая их гендерную принадлежность;
- учить детей дифференцированно подходить к оценке образов героев, передавая особенности их характеров и поступков;
- воспитывать детей в соответствии с нравственным обликом героев;
- приобщить детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
Публикация «Творческий проект на тему: „Женские и мужские образы в художественной литературе,“ Перспективное планирование,» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- формировать у детей адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.
Жизненный цикл:
октябрь 2015 года – май 2016 года
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.
Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
Все больше учреждений дошкольного образования стараются строить педагогический процесс с учетом данных гендерной психологии, включают в круг своих задач задачу гендерного воспитания детей, в организации образовательной работы учитывают гендерный подход.
Чего может добиться педагог, занимаясь гендерным воспитанием дошкольников? Во-первых, способствовать гендерному самоопределению. Во-вторых, воспитать у детей правильное полоролевое поведение. В-третьих, способствовать гендерной социализации детей. Но самая главная задача гендерного воспитания – это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.
Существует мнение, что дети непроизвольно осваивают каждый свою гендерную роль. Но это не совсем так. Многочисленные психолого-педагогические исследования отмечают, что в обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребенка?
Ведя работу по поиску путей и способов гендерного воспитания дошкольников, мы натолкнулись на идею использования художественной литературы.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества.
Поэтому восприятие ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников были выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области была подобрана художественная литература, рекомендованная для дошкольников 6-7 лет.
Это дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений можно варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.
Таким образом, художественная литература может выступить средством гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированность у детей элементарных представлений о дифференцированном подходе к оценке образов героев.
2. Приобщение детей и родителей к книжной культуре, воспитание грамотного читателя.
3. Организация различных форм взаимодействия с детьми с учётом особенностей их развития.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Октябрь
- составить план работы по гендерному воспитанию с использованием художественной литературы на учебный год;
- подбор и анализ методической литературы по теме.
- подбор детской художественной литературы по темам.
Ноябрь
- согласовать тему с психологом;
- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;
- консультация для воспитателей на тему : «Гендерные стереотипы в детской дошкольной литературе»;
- консультация для родителей на тему : «Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».
Декабрь
ТЕМА: «ЖЕНСКИЕ И МУЖСКИЕ ОБРАЗЫ В СКАЗКАХ»
- чтение русских народных сказок: «Царевна – лягушка», «Финист – Ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
- изобразительная деятельность : «Женский образ и его характер», «Мужской образ и его характер»,
коллективная работа «Герои сказок на ёлке»;
- литературная викторина «Cвет мой, зеркальце! Скажи.»;
- выставка детских работ «Марья-Искусница», «Самоделкин».
Январь
ТЕМА: «ЗИМА В ЖЕНСКОМ И МУЖСКОМ ОБРАЗАХ»
- чтение и анализ стихотворений Н. А. Некрасова «Мороз – воевода», Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает…», А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…» и др. ;
- рассматривание картин И. И. Шишкина «Зима», И. Э. Грабаря «Иней», «Февральская лазурь», Л. И. Бродской «Морозное утро», иллюстраций к произведениям о зиме;
- слушание произведений А. Вивальди «Зима», Г. Свиридова «Тройка», П. И. Чайковского «Зимние грёзы»;
- изобразительная деятельность
Февраль
ТЕМА: «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – БУДУЩИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ»
- чтение былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и Змей», русских народных сказок «Семь Симеонов – семь работников», «Василиса Прекрасная», рассказов Е. Воробьёва «Обрывок провода», И. Винокурова «Сквозь буран», Б. Житкова «На льдине»;
- беседы на темы: «Какие мне нравятся мальчишки», «Самая лучшая девчонка – это…»;
- спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!»;
- праздник, посвящё нный Дню защитника Отечеств: «Нашей Родины сыны нынче прославляются»;
- интегрированное занятие по ознакомлению детей с художественной литературой на тему : «Герои былин».
Март
ТЕМА: «БУДУЩИЕ МАМЫ, БУДУЩИЕ ПАПЫ»
- чтение сказок «Кукушка», «Мальчик –с – пальчик», «Айога», рассказов А. Раскина «Как папа укрощал собачку», «Как папа бросил мяч под автомобиль», повести А. - К. Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик», Ф. Зальтен «Бемби»(главы, «Легенды о матерях» (сборник И. Панькина);
- интегрированное занятие по изобразительной деятельности на тему : «Мама»;
- беседа на тему : «Мы в будущем» с последующим рисовании себя в образе мамы (папы) и семьи, которую хотелось бы иметь в будущем;
- проведение литературных конкурсов «Русская красавица», «Чтобы молодцы призадумались»;
- консультация для родителей на тему : «Роль русского народного фольклора в воспитании детей с учётом их гендерных особенностей»;
- праздник, посвящённый Дню 8 Марта.
Апрель
ТЕМА: «НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ»
- чтение рассказов В. Драгунского «Тайное становится явным», М. Зощенко «Галоши и мороженое», Н. Носова «Огурцы», «Фантазёры», «Саша», В. Осеевой «Навестила» ,глав из книг Л. Воронковой «Солнечный денёк», Л. Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке»;
- беседа с детьми на тему : «А как я бы поступил?» (обыгрывание ситуаций);
- «Круглый стол» с родителями на тему : «Когда я был мальчишкой (была девчонкой…»
- изобразительная деятельность : «Иллюстрации к понравившимся рассказам».
Май
ТЕМА: «ДРУЖАТ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»
- консультация для педагогов на тему : «Воспитание дружбы между мальчиками и девочками»;
- чтение рассказов М. Зощенко «Великие путешественники», В. Драгунского «Заколдованная буква», «Сверху, вниз, наискосок!», Е. Пермяка «Самое страшное», Е. Серовой «Нехорошая история», сказки Г. -Х. Андерсена «Снежная королева»;
- беседа на тему : «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки…»
(рассматривание портретов, изображающих женщин, которые расположенные по возрастам; важно показать жизненный путь: девочка, девушка, женщина;
предложить девочкам нарисовать цветок своей души, мальчикам – цветок, на который похожа та или иная девочка);
- беседа на тему : «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?.»
(рассматривание портретов, фотографий с изображением мужчин – мальчик, юноша, мужчина;
предложить девочкам и мальчикам нарисовать портрет настоящего мужчины);
- литературный досуг на тему : «Если дружбой дорожить» с использованием стихотворений А. Барто «Рыцари», «Я лежу болею», «Я с ней дружу», И. Токмаковой «Ссора» и др.
- нравственно-этическая игра «Волшебный стул»
цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности, учить видеть друг в друге хорошее.