Людмила Горбунова
Творческий проект «Люби и знай родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту.
Мне лепетал любимый лес :
Верь, нет милей родных небес.
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей…
Н. Некрасов.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, любой город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит : «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Публикация «Творческий проект „Люби и знай родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Мы живём в республике Мордовия. Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю.
Знакомство с природой родного края вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у детей воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.
Педагогический проект на тему : "Люби и знай родной край".
Паспорт педагогического проекта :
Автор проекта :
Горбунова Людмила Николаевна
Тема:
«Формирование экологической культуры детей в природе»
Тематическое поле:
Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы родного края.
Название проекта : «Люби и знай родной край»
Вид проекта :
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);
Тип проекта : исследовательско – творческий, долгосрочный.
По содержанию – перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе);
По числу участников – группа 20 человек;
По времени проведения – продолжительный – 1 год;
Проект рассчитан на учебный год объём в часах индивидуален для группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья.
По характеру контактов - 2 младшая группа.
Участники проекта
Дети 3-4 лет-2 младшая группа, родители, педагоги.
Образовательная область:
Интеграция областей:
Социализация
Труд
Безопасность
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Проблема:
Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Мордовия.
Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.
Цель проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.
Актуальность:
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Пропаганда эколого-краеведческих особенностей родного края – это один из путей познавательного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений, вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы родного края. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. И краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Поэтому пропаганда краеведенья среди детей в наше время особенно актуальна.
Актуальность проблемы:
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен изучением живой и неживой природы в целом и миру природы республики Мордовия, объектами которых являются животные, растения.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Осознанно-правильное отношение детей к природе родного края строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Направленность проекта : приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность: система подачи задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с природой Республики Мордовия, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи проекта :
Обучающая:
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формирование умений и навыков при наблюдении за природными объектами и явлениями природы в родном крае;
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу родного края и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к миру природы республики Мордовия;
развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;
развитие речи и творческого воображения дошкольников;
развитие словесно-логического мышление у детей.
Воспитательная: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему миру в целом;
Структура проекта :
Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательной и деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 3 до 4 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:
познавательный (формирование представлений о мире природы родного края,
перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе родного края)
практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, образовательная деятельность и праздники, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Воспитательно-образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в:
наблюдениях; фронтальной, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности; экспериментах выполняемых в природе.
Цикл познавательной деятельности с детьми:
Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями русских и мордовских писателей, поэтов, с русским и мордовским народным фольклором : дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам : рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
В проекте представлены тематические блоки:
элементарные сведения о мироздании, неживой природы Земли и ее значении в жизни живых существ.
многообразие растений и их связь со средой обитания родного края.
многообразие животных и их связь со средой обитания родного края.
рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.
жизнь растений и животных в сообществе.
взаимодействие человека с природой республики Мордовия.
Гипотеза проекта :
Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к миру природы республики Мордовия, к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.
Предполагаемый результат:
- Получение детьми интересной и полезной информации о природе родного края;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие речи и творческого воображения;
- Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре Родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в среднем дошкольном возрасте.
Принципы работы:
Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.
Методы проекта :
Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательная, игровая деятельность и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию, выявление запросов родителей, анкетирование, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.
II этап: основной
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Родной край». Совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсии по достопримечательностям г. Саранска- столицы Республики Мордовия, пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Работа с детьми по образовательным областям:
1. Образовательная деятельность:
Блок «Познание»
Экология, краеведенье:
«По родным просторам»; «Моя Мордовия – Родная земля»; «Моя Родина – Россия. Края родные, дорогие»; «Республика Мордовия: её обитатели, растительность»; «Знакомство с жизнью насекомых»; «Люби и оберегай Большую и Малую Родину»; «Путешествие на лесную полянку»; «Путешествие по республике Мордовия»; «Что такое природа?»; «Знакомство с обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Щедрые дары природы»; «Как помочь животным родного края»; «Лесные жители родного края»; «Как помочь родной земле»; «Растительный мир родного края»; «Ручейки и озёра»; «Как сохранить природу республики Мордовия?»; «Мой край».
Блок «Коммуникация»
Развитие речи:
«Медведица с медвежатами»; «Чтение стихов об осени» русских и мордовских поэтов; Рассказывание по картине «Зайчиха с зайчатами»; «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» русских и мордовских поэтов; Составление рассказа «Весна», опираясь на предметные картинки; «Чтение стихотворений о весне» русских и мордовских поэтов.
Блок «Художественное творчество»
Рисование:
«Лесные жители родного края»; «Листопад»; «Грустная осень», «Берегите птиц»; «Цветочки на полянке»; «Утки на пруду»; «Обитатели водоёмов»; «Обитатели леса»;
Лепка:
«Корзинка с грибами»; «Лесные фантазии»; «Лисичка – сестричка»; «Дерево в снегу»; «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»; «Птичка»; «Дары осени»; «Прилетайте в гости»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие разные насекомые»;
Аппликация:
«Кто спрятался в траве?»; «Зайка серенький сидит»; «Грибы для белочки»; «Мишка косолапый»; «Удивительное рядом – мир природы»; «Лекарственные растения республики Мордовия»; «Зайчонок»; «Утки на пруду»; «Красивый ёж»;
Конструирование:
«Цветочная клумба»; «Домик для животных»; «Грибная полянка»; «Лесной детский сад»; «Первоцветы»; «Зоопарк»; «Кораблик для насекомых».
2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов, исследований.
Опыт: «Что быстрее загорится»;
Эксперимент: «Как потушить огонь»;
Наблюдение: «Птицы в природе родного края», «Повадки животных родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»
Цикл образовательной деятельности - экспериментов: «В гостях у профессора Любознайки»
3. Экологические игры.
«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»
4. Разучивание стихов.
И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»
Б. Заходер «Все-все»
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»
М. Лермонтов «Осень»
С. Маршак «Круглый год. Июнь»
Я. Аким «Дождь»
Х. Андрухаев «Луна и солнце»
Х. Беретарь «Гора»
А. Гадагатль «Деревцо»
К. Жане «Два колоса», «В деревне», «Слепой дождик», «Неразлучные друзья»
Д. Чуяко «Дружба», «Моя Адыгея», «Луна», «Паук», «Воронье гнездо», «Воробей», «Лесные соседи» - «Заяц», «Медведь», «Кабан», «Бобр», «Ёж», «Лось», «Барсук», «Волок», «Дятел», «Пёсик», «Кузнечик», «Черепаха»; «Стук весны», «Кукушка», «Слепой дождик», «Наш огород», «Хлебное зерно», «Зимой», «Саженец», «Зайка»;
Н. Буек «Как красива наша земля», «Зима», «Осень».
5. Оформление альбомов: “Достопримечательности моей Республики”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»
6. Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта :
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
1. Консультации:
«Земля – наш общий дом».
«Природа республики Мордовия»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
«Экспериментируем вместе с детьми»
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования
4. Помощь в подборе литературы.
5. Анкетирование
6. Организация экскурсий, туристических походов и выходов на природу
7. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе
Акции «Покормим птиц», «Украсим аллею детского сада цветами» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений. 8. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае, родной станице»
III этап: итоговый
Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ. Проведение сравнительного мониторинга в начале проекта и в конце проекта : В начале проекта : низкий уровень- 30%; средний уровень- 60%; высокий уровень-10%. В конце проекта показатели мониторинга значительно увеличились: низкий уровень – 0%; средний уровень – 70%; высокий уровень – 30%.
Результат реализованного проекта «Люби и знай родной край» можно было увидеть во время проведения итогового мероприятия - экологической сказки: «Душа природы» в форме презентации.
В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о живой и неживой природе родного края, о защите природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что республика Мордовия является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур республики.
«Подлинная встреча» с эколого-краеведческими особенностями родного края помогла раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту. Проведенные экскурсий, мини-туристических походов, дали представление детям об окружающей природе. Сюжетно - ролевые, дидактические и театрализованные игры способствовали развитию познавательных способностей.
У детей наблюдается:
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно,
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе»
(А. В. Орлов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е. С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с. 83
3. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
4. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
5. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
6. Куликовская И. Э., Совгин Н. Н. Детское экспериментирование. М. :Педагогическое общество России,2005.
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
8. Масленникова О. А., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.
9. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
10. Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. :Педагогическое общество России, 2003.
11. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
13. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
14. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.
15. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.