Ковалева Галина Васильевна
Перспективное планирование по развитию речи и художественной литературе в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Литература:
1. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». – 3-е изд., дополн. М. : ТЦ Сфера, 2016 - 192с.
2. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» : Конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2003 - 224с.
3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 96 с.
ОО «Речевое развитие» (Развитие речи/Приобщение к художественной литературе).
Тема : «Мой детский сад».1-я и 2-я недели сентября.
1. Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха.
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи и художественной литературе в младшей группе» размещена в разделах
Программное содержание: связная речь: подводить детей к составлению короткого описательного рассказа об игрушке.
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука у, учить плавно, на одном выдохе произносить слова; научить определять наличие звука у в словах;
воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 18
2. Пересказ сказки «Курочка Ряба».
Программное содержание: связная речь: Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослых;
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука а, научить четко артикулировать его в звукосочетаниях и словах; способствовать развитию речевого дыхания, предлагая произносить гласную длительно, на одном выдохе; развивать речевое дыхание;
словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на признаки объекта;
воспитывать любовь к настольному театру.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 16
Тема : «Мой дом, мой город». 3-я – 4-я недели сентября.
1. Описание игрушек – котенка, жеребенка, мышонка.
Программное содержание: связная речь: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ об игрушке ;
словарь и грамматика: учить образовывать наименования детенышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффикса –онок,
учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький).
звук. культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука и; учить регулировать высоту голоса.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 20
2. Рассказывание р. н. с. «Теремок»
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования.
Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» с. 26
Мониторинг -1 неделя октября. Тема : «Осень урожайная»2-я – 3-я недели октября.
1. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем.
Программное содержание: связная речь: учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ;
словарь и грамматика: учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина,формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий-низкий);
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука э. обратить внимание на слова с этим звуком.
Воспитывать бережное отношение к предметам.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 29
2. Чтение стихов А. Блок «Зайчик» и А. Плещеев «Осень».
Программное содержание: Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух; вызвать сочувствие к герою стихотворения; помочь запомнить стихотворение.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» с. 40
Тема : «Предметы вокруг нас» 4-я – неделя октября, 1-я неделя ноября
1. Составление описательного рассказа об игрушках- мышке и мишке.
Программное содержание: связная речь: учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;
словарь и грамматика: учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около;
звуковая культура речи: закреплять правильное произношение б-бь, учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: бубна, барабана, балалайки.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 43
2. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Программное содержание: Познакомить с русской народной сказкой; помочь понять смысл произведения (мал и удалец, да храбрец).
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» с. 59
Тема : «В мире вещей.» 2-я – 3-я недели ноября.
1. Описание предметов одежды куклы Оли.
Программное содержание: связная речь: : учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы законченными предложениями.
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета.
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков п и пь; учить детей отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками.
Воспитывать вежливость.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 40
2. Пересказ сказки «Репка».
Программное содержание: Формировать умение пересказывать совместно со взрослым на примере сказки «Репка». Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели, выделять и называть характерные признаки персонажей.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 38
Тема : «Транспорт вокруг нас.» 4-я – 5-я недели ноября.
1. Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки».
Программное содержание: связная речь: учить составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем;
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описание игрушек, называя их цвет;
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков г, гь.
Воспитывать звуковую культуру речи.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 59
2. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Шофер» .
Программное содержание: Расширять и обобщать представления о видах транспорта. Развивать интонацию, дикцию. Воспитывать самоконтроль за речью.
Источник: интернет
Тема : «Безопасность в нашей жизни.»1-я – 2-я недели декабря.
1. Описание игрушек – козлика, ослика, парохода.
Программное содержание: связная речь: учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;
словарь и грамматика: показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами;
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на вкус.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 35
2. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Программное содержание: Познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко», учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.
Источник: интернет
Тема : «Новый год». 3-я – 4-я недели декабря.
. 1. Составление рассказа о елочной игрушке
Программное содержание: связная речь: учить детей отчётливо проговаривать слова, составлять предложения из двух, трёх слов.
словарь и грамматика: развивать звукопроизношение, мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в различении слов похожих по звучанию, активизировать словарь (елочные, бумажные, стеклянные).
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков г-гь.
Источник: интернет
2. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».
Программное содержание: Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок; слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.
Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» с. 49
Тема : «Зима. Зимние развлечения». 2-я – 4-я недели января.
1. Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».
Программное содержание: связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ по вместе с воспитателем.
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде.
звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков т и ть, учить произносить звукосочетание (топ-топ-топ) в различном темпе, с различной громкостью.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 47
2. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».
Программное содержание: Познакомить с художественным произведением; оживить в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» с. 59
3. Составление описания по предметной картине.
Программное содержание: связная речь: учить составлять короткие рассказы по картинке;
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описание игрушек, называя их цвет;
звуковая культура речи: учить четко и ясно произносить звук ц; закрепить правильное произношение звуков с-з, учить регулировать темп речи.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 91
Тема : «Животный мир». 5-я неделя января – 1-я неделя февраля.
1. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Программное содержание: связная речь: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем, отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет;
словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные и глаголы;
звуковая культура речи: воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук з в словах и предложениях.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 85
2. Русская народная сказка «Лиса и волк» .
Программное содержание: Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк», с образами лисы и волка; с характерами героев сказки. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Источник: интернет
Тема: «Мой папа». 2-я – 3-я недели февраля.
1. Составление рассказа из личного опыта «Мой папа».
Программное содержание: связная речь: обучать навыкам рассказа небольших историй на основе личного опыта с опорой на характерные определения.
словарь и грамматика: обогащать речь детей прилагательными, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными, глаголы с существительными, использовать в речи антонимы.
звуковая культура речи: отрабатывать правильное произношение звуков [ж], [ч'], [у].
Источник: интернет
2. Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок».
Программное содержание: Познакомить со сказкой К. Чуковского «Цыпленок»; расширять знания детей о жизни животных; учить сопровождать слушание сказки жестами, вызывая желание обыграть рассказ.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 57
Тема : “ Мамин день ”4-я неделя февраля – 2-я неделя марта.
1. Описание внешнего вида куклы Оли.
Программное содержание: связная речь: учить рассматривать и описывать кукол. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ.
словарь и грамматика: .: учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные в роде и числе с прилагательными;
звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука о; обратить внимание детей на наличие этого звука в словах.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 25
2. Е. Благина стихотворение «Вот какая мама».
Познакомить со стихотворением Е. Благинненной «вот какая мама», воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
Источник: интернет
Тема : «Моя семья». 3-я- 4-я неделя марта.
1. Проведение игры «У Кати день рождения».
Программное содержание: связная речь: учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках;
словарь и грамматика: учить пользоваться словами, обозначающими качества, действия, промежуточные признаки, обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу;
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков к-кь, г-гь, х-хь.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 63
2. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Программное содержание: Познакомить со стихотворением; учить называть признаки весны; развивать поэтический слух; воспитывать интерес к искусству.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» с. 71
Тема : “ Профессии ”. 5-я неделя марта- 1-я неделя апреля.
1. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом».
Программное содержание: связная речь: учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ;
словарь и грамматика: учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит-строят,везет-везут);
звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков а, у, и, изолированных и в словах.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 23
2. Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже».
Программное содержание: Довести до сознание детей замысел автора (нужно всегда говорить правду); помочь запомнить рассказ; развивать память, мышление.
Источник: интернет
Тема : “ Птицы прилетели ”. 2-я – 3-я недели апреля.
1. Описание кукол Даши и Димы.
Программное содержание: связная речь: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем, отвечать на вопросы воспитателя;
словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде;
звуковая культура речи: закреплять произношение звуков д-дь.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 49
2. Заучивание стихотворения М. Клоковой “ Зима прошла ”.
Программное содержание: Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение.
Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» с. 51
Тема : “ Народное творчество ”. 4-я неделя апреля – 1-я неделя мая.
1. Составление рассказа на тему из личного опыта.
Программное содержание: связная речь: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем на тему из личного опыта детей;
словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные и глаголы;
звуковая культура речи: : уточнить и закрепить правильное произношение звуков с-сь; обратить внимание детей на наличие этого звука в словах.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 83
2. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Программное содержание: Познакомить детей со сказкой. Вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» с. 55.
Мониторинг 2-я неделя мая. Тема : “ Скоро лето ”. 3-я – 5-я недели мая.
1. Проведение игры «Что в мешке у Буратино?»
Программное содержание: связная речь: учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ;
словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовывании прилагательных с существительными в роде, числе;
звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков н-нь.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 52
2. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Программное содержание: Познакомить детей со сказкой. Вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.
Источник: интернет
3. Составление рассказа по картине «Куры».
Программное содержание: связная речь: учить составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем;
словарь и грамматика: учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прилагательными, глаголами;
звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков з-зь.
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» с. 87