Марчукова Софья
Проект по созданию мини-музея «Матрешка — русская душа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения неразделимо с изучением истоков русского народа. Поэтому, начинать такую работу целесообразно с детьми дошкольного возраста. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.
Публикация «Проект по созданию мини-музея „Матрешка — русская душа“ в старшей группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель:
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Сформировать первичные представления об основах музейной культуры
с целью познавательного развития детей.
2. Расширить представления и знания детей о народных промыслах, знакомить с русским народным фольклором.
3. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки, выяснить географию и особенности национального сувенира.
4. Воспитывать интерес к истории и культуре России.
В планируемых результатах реализации проекта ожидается:
1. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей;
2. Знание фольклорных форм (песен, сказаний и преданий);
3. Наличие представлений о русских народных промыслах;
4. Осознанный интерес к народному творчеству:
5. Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;
6. Формирование патриотических чувств и развитие духовности;
7. Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни.
8. Бережное и уважительное отношение к матрёшке как к объекту национальной истории и культуры.
Формы деятельности:
* поисковая;
* научная;
* экспозиционная;
* познавательная;
* художественно – творческая
Содержание экспозиции:
Матрёшки традиционные.
Матрёшки авторской работы.
Художественная литература.
Матрёшки, изготовленные руками детей и их родителями.
Наглядно-дидактические пособия и художественная литература.
Организационный план работы в мини-музее «Матрешка – русская душа»
Организационно-подготовительный этап
Определение темы и названия музея - 4 октября
Определение места для размещения экспозиции - 6 октября
Беседа «История возникновения и развития матрёшечного дела» - 9 октября
«Народные умельцы» - 11 октября
Сбор экспонатов - 23 октября
Беседа «Матрёшка – как символ семьи» - 25 октября
Основной (практический) этап
Создание мини-музея «Русская матрёшка» - с 26 октября-6 ноября
Экскурсия в мини-музей «Русская матрёшка» - 7 ноября
Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки» - 8 ноября
Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки» - 13 ноября
«Виды матрёшек» (консультация для родителей и педагогов) - 15 ноября
«Игры с матрёшками» (консультация для педагогов) - 20 ноября
Разучивание танца «Весёлые матрёшки» -27 ноября
Заучивание считалок «Мы – красавицы матрёшки», «Матрёшечка, матрёшка» -
1 декабря
«Дидактические игры с матрёшками», «В какие игры можно играть с матрёшками»
(рекомендации для родителей и педагогов) - 4 декабря
Рисование «Русская матрёшка» - 5 декабря
Заучивание стихотворений: «Деревянные матрёшки», «Матрёшка на окошке»
Разучивание хороводной игры «Матрёшки» - 11 декабря
Беседа «Кукла матрёшка»
Дидактические игры «В гости к матрёшке», «Украсим сарафан матрёшке», «Составь
матрёшку» - 18 декабря
Разучивание:
песня «Матрёшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой - 10 января
Русская народная песня «Русская матрёшка» - 17 января
Театрализованные игры с авторскими матрёшками по сказкам «Теремок», «Курочка
Ряба» - 22 января
Изготовление матрёшек из бумаги «Весёлая семейка» - 24 января
Лепка «Матрёшка» - 2 февраля
«Немножко о матрёшке» (консультация для родителей и педагогов) - 5 февраля
Хороводные игры «Весёлые матрёшки», «Матрёшки водят хоровод» - 7 февраля
Изготовление матрёшки приёмом пластилинографии - 14 февраля
Словесные игры «Доскажи словечко», «Придумай сказку про матрёшку» -
19 февраля
Заключительный этап
Развлечение «Русская ярмарка» - 5 марта
Выставка детских работ к экспозиции мини-музея - 6 марта
Выставка «семейных матрёшек», экспонатов, изготовленных родителями
совместно с детьми - 12 марта
Видеопрезентация для педагогов «Русская матрёшка" - 14 марта
Перспективы работы в мини-музее «Матрёшка – русская душа»
Оснащение мини-музея новыми экспонатами, художественной литературой.
В результате проведённой работы у детей появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Дети почувствовали, что человек – часть природы, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Ведь художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Работа над этим проектом помогла приобщить ребят нашей группы к истории прикладного искусства, способствовала развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой. Матрешка явилась важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика послужили основой для проявления творчества в игре и рисовании. А также матрешка стала элементом патриотического воспитания с дошкольниками, помогла провести аналогию между словами: матрешка - мать - родительница - родина - Россия!