Оксана Климина
Групповой творческий проект «Русская народная игрушка — Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 оздоровительной направленности»
Вид проекта
групповой
среднесрочный, 2 недели
творческий
«Русская народная игрушка - Матрёшка»
Авторы проекта :
воспитатели 2 мл. группы
Климина Оксана Владимировна
г. Кириши
2017 год
Название проекта «Русская народная игрушка - Матрёшка»
Публикация «Групповой творческий проект „Русская народная игрушка — Матрёшка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Руководитель проекта : Климина Оксана Владимировна
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
-начало проекта 06.03.2017
-конец проекта 17.03.17
Целевая группа : воспитанники 2 младшей группы
Актуальность проекта :
В нашей жизни бывают дни, когда хочется делать приятное людям, поднимать им настроение, приносить радость, просто дарить подарки. А если подарок сделан своими руками, да на высоком профессиональном уровне, то это вызывает всеобщий восторг и уважение к мастеру, изготовившему сие чудо. Когда видишь в витринах магазинов, на выставках красивые платочки с вышитыми краями, или изящные вязаные кофточки, или загадочные глиняные игрушки и многое другое, то невольно поражаешься трудолюбию, изобретательности, таланту людей. А ведь всему этому можно научиться.
Существует много секретов, выработанных в различных народных промыслах, искусством которых можно овладеть. И как здорово, научиться полезному занятию и своими руками творить шедевры, удивлять и радовать работой себя и других.
Цель проекта :
Знакомить с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа, воспитывать личность творца, формировать эстетическое восприятие народной игрушки, по средствам русского фольклора.
Задачи проекта :
• провести цикл занятий и мероприятий по теме;
• организовать выставку детских рисунков;
• ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
• разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с русской народной культурой и традициями: папка-передвижка «Как играть с матрешкой» ;
• подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку «Красавицы матрешки» ;
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме матрешки :
• провести заключительное мероприятие занятие с ИКТ «Народные матрешки».
Задачи для педагога: развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду; поддерживать ребенка в проявлении творческой инициативы
Задачи для детей:
Образовательные:
• Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
• Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
• Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.
Ожидаемый результат:
для детей:
1. овладеют знаниями о произведениях народного искусства;
2. проявят бережное отношение к поделкам изготовленными своими руками, к игрушкам;
3. разовьют эстетическое восприятие, творческие способности, художественный вкус;
4. появится интерес к расписыванию силуэтов матрешек;
5. расширят представления об истории появления русской игрушки – матрешки.
6. научатся выделять детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук).
для родителей:
1. обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. повышение компетентности родителей при изготовлении поделок.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
Формирование проблемы, цели проекта, выполнение поставленных задач.
Определение актуальных знания детей о матрешке.
Подбор методической литературы для обеспечения проекта. Информационное обеспечение проекта.
Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы
Подбор картинок, иллюстраций.
Оформление развивающей среды в группе.
Подбор худ/литературы.
Изготовление дидактических игр по теме.
Картотека дидактических игр, стихов.
2. Основной этап реализации проекта :
Содержание деятельности педагога:
Планирует и организует деятельность.
Беседует в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек.
Вызывает интерес к теме проекта.
Проводит занятие с детьми.
Вовлекает родителей в творческую деятельность.
Содержание деятельности детей:
Изготовление поделок.
Участие в различных образовательных периодах.
Заучивание стихов, частушек, потешек.
Вовлечение родителей в творческую деятельность.
Содержание деятельности родителей:
Изготовление поделок.
Участие в мероприятиях садика.
3 этап – заключительный:
Итоговое мероприятие
• Сюрпризный момент - вручение медалей в виде матрешек.
• Оформление выставки «Русская матрешка»
• Презентация «Русская матрешка»
• Изготовление книжки-малышки с рассказами детей о матрешках.
• Итоговое занятие с ИКТ «Нарядные матрешки»
План – график работы по реализации проекта.
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога и детей Основные продукты деятельности
детей Сроки и место проведения Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Социально – коммуниккативное развитие Дидактические игры: “Найди домик матрёшке”, «Собери матрёшку», «Скажи ласково», «Кого не стало?», «Матрешка, ты где?», «Бусы для матрешки», «Найди отличия», «Разрезные картинки»
Сенсорная игра “Трёхцветная матрёшка ”
Строительные игры «Домик для матрешки»
Познавательное зпнятие «В гостях у Вани»
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие с матрешками», «Новоселье у матрешек»
Сюжетно-ролевая игра” Весёлые матрёшки”
Сюжетно-подвижная игра” Прячем матрёшку”
Постройка дома для матрешки 06.03.2017вечер,
9, 15, 17 марта вечер
13 марта утро
вечер
9 марта вечер Изготовление и подборка дидактических игр
Схема постройки дома для матрешки
Внесение атрибутов к с/ р играм: косынки, сарафаны, платки, предметы посуды
Познавательное развитие Рассматривание альбома с матрешками, рассматривание иллюстраций.
Просмотр видео презентации «Русская матрешка»
Рассматривание матрешек, игры с матрешками.
ФЭМП «В гости к матрешке», «Расставь матрешек по росту»
15 марта утро
7 марта утро Подборка иллюстраций, картинок, игрушек-матрешек
Настольные кубики и матрешки разных размеров
Речевое развитие Работа по обогащению и активизации словаря: русская-народная игрушка-матрёшка, расписная, нарядная, сарафан, фартук, косынка, заготовка, узор, деревянная, бумажная.
Заучивание стихотворения по схеме «Матрешки» ТРИЗ
Связная речь. Составление совместно с воспитателем рассказа по картине «Матрена Матрёшечка»
Разгадывание загадок о матрешке.
Р/ речи «Здравствуй матрешка»
Беседы с детьми: «Моя любимая игрушка», «Знакомство с матрешками», «Как играть с матрешкой».
Составление описательного рассказа по своей матрешке
Книжка-малышка «Красавицы матрешки» с фотографиями Утро
14 марта
Подготовить к 17 марта Матрешки, иллюстрации, картина «Матрена Матреновна»
Схема
Подборка картинок
Художественно – эстетическое развитие Чтение художественной литературы: Т. Лисенкова «Погляди скорее», песенка – потешка «Как у нашей у матрешки». Н. Горчакова «Ах, матрешечка», С. Резщикова «В прятки с нами поиграй». З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «У меня матрешка есть», Сказка о происхождении матрешки., “Матрёшечка” В. Берестов, “Матрёшкины потешки “В. Берестов, «Весёлые матрёшки” Л. Некрасова, “Матрёшка на окошке” В. Приходько.
Чтение сказки «Матрешечка»
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Веселая матрешка-яркая игрушка»
• Пластилинография «Украсим матрешке сарафан»
• Аппликация «Нарядные матрешки»
Лепка «Дедушку и бабушку угостим оладушками»
Слушание русских народных песен
• «Матрешенька» Русская народная песенка в обработке Н. Колпановой
• пляска девичья «Веселые матрешки» (Ю. Слонова, Л. Некрасова)
• А. К. Лядов «Матрёшечка»
Хороводная игра «Каравай».
Поделки изготовленные в ходе проекта : платок для матрешки (рисование, нарядная матрешка (лепка, сарафан для матрешки (аппликация
Вечер
7, 14, 16 марта,
в режиме дня
9 марта утро
17 марта утро
15 марта утро
10 марта утро
в течении дня Подборка книг, сказок про матрешек
Подборка музыкального сопровождения
Физическое развитие
Подвижные игры: «Матрешки в гостях у ребят»,
«Шли матрешки по дорожке»
Пальчиковые игры «Дружная семейка», «Хоровод»
Улица
Группа
Утро 13 марта Маски, косынки, расписные платки, сарафаны
Массажные дорожки
Музыкальная подборка русских народных песен и хороводов
Взаимодействие
с родителями Предложить родителям с детьми изготовить матрешку из любого материала.
Папка-передвижка для родителей «Как играть с матрешкой»
Изготовление атрибутов для сюжетно ролевых игр: сшить косынки
Изготовление совместно с детьми матрешку на выставку
Подбор атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр (расписной платок, косынки, лапти)
Анализ работы: В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем изготовили книжку-малышку с рассказами детей «Красавицы матрешки», а так же изготовили матрёшку в технике папье - маше.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.