Татьяна Горяченко
Творческий игровой проект в старшей группе «Русская народная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Колобок»
Творческий ролево-игровой проект[
«Русская народная сказка»
Старшая группа
п. Арамиль, 2017 г.
Паспорт проекта «Русская народная сказка»
Тип проекта: творческий, ролево-игровой, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Сроки реализации проекта: с 1 ноября 2017г. по 1 декабря 2017 г.
Возраст детей: 4-6 лет.
Актуальность.
Публикация «Творческий игровой проект в старшей группе „Русская народная сказка“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
В исследованиях многих отечественных педагогов подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка, совершенствования связной речи. Полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени, сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
Исходя из этого, для эмоционального, художественно-речевого развития у детей старшей группы был реализован краткосрочный проект.
Цель:
Использование русских народных сказок, как средства развития художественно-эмоциональной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• познакомить с творчеством русского народа.
2. Развивающие
• развивать артистические способности,
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
3. Воспитательные
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Планируемый результат:
• сочиняют сказки на свободно выбранные темы,
• умеют развить сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения, используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрета героя, его настроения и чувств).
• сформирован достаточный уровень восприятия литературного произведения, его жанра, структурных компонентов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап (с 1.11. по 3.11)
Анкетирование родителей «Нужны ли детям русские народные сказки?»
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним
Знакомство с жанровыми особенностями сказки
Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним
Подбор настольных игр по сказкам
Основной этап (с 4.11. по 27.11)
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Беседы:
«Почему сказка называется сказкой?»; «Сказки волшебные», «Сказки о животных»; «Персонажи русских народных сказок – какие они?»; «Сказки народные и сказки авторские»; «Безопасное поведение дома и на улице» (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
Проведение опыта-эксперимента «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»;
- инсценировка сказок (фрагментов) «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы;
- показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Речевое развитие»:
- чтение сказок и обсуждение их содержания («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Соломенный бычок – смоляной бочок» и др. ;
- сравнение сказок «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин»;
- сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- пересказ сказок по графической схеме «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»;
- рассказывание сказки по иллюстрациям;
- заучивание пословиц по сказке;
- НОД «Салат из сказок»;
- проведение викторины по русским народным сказкам.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Конструирование: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Аппликация: коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».
Лепка: «Лиса и волк»
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт».
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- подвижные игры: «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы»;
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогулка», «Строим дом», «Волк и белка» и др. ;
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Мы – сказочники!»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы.
Заключительный этап: (с 28.11. по 29.11)
- оформление рисунков детей и родителей в книгу «Мы – сказочники!»;
- показ сказки «Зимовье зверей» с использованием театра-ширмы.