Наталья Нохрина
Творческий отчёт «Развитие логического мышления и творческого воображения дошкольников через математическую деятельность»
Творческий отчёт воспитателя Нохриной Н. А. по теме:
«Развитие логического мышления и творческого воображения дошкольников через математическую деятельность»
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех
Публикация «Творческий отчёт „Развитие логического мышления и творческого воображения дошкольников через математическую деятельность“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно это наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… и многое, многое другое
Важно не стремиться к искусственной умственной акселерации детей, а активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Его
диапазон зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой
специальных действий (сравнение, сопоставление, выделение главного и
второстепенного, влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в
нужное русло призван педагог, который знает, не только чему учить ребенка,
но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников началам математики отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.
По моему мнению, важным показателем умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются : сформированность образного и логического мышления, творческого воображения, овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий, развития творческого воображения - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание Л. А. Венгер, а. А. Столяр, З. А. Михайлова, А. 3. Зак. В методике под формированием логического
мышления, творческого воображения ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно - следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Формирование логических приемов мышления важно для ребенка как с общеразвиающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления. Практически все исследования психологов, тема которых - анализ способов и условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, творческого воображения, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.
Моя точка зрения определена. С детьми надо заниматься, но обучение должно быть развивающим, а ни таким, при котором идет слепое следование образцу.
Основное усилие и педагогов и родителей мы направляем на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени и сил, получать удовольствие от самого процесса труда.
Для этого я изучила методическую литературу:
1. Л. Г. Петерсон Игралочка
2. Т. И Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников»
3. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников»
4. З. А. Михайлова «Игровые занимательные материалы»
5. Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
6. А. А. Смоленцева. «Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием»
7. Б. П. Никитин «Развивающие игры»
8. Л. Бабич «Увлекательные занятия для дошкольников»
9. Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников»
10. В. П. Новикова «Математика в детском саду»
11 .Н. Н. Поддьякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
12. Р. Л. Березина «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
13. В. Волина «Праздник числа»
Безусловно, успешное решение задач математического развития зависит от предметно - пространственной среды. Поэтому я этому вопросу уделила особое внимание. Постаралась обеспечить наличие дидактического материала, который доступен ребенку в повседневной жизни. В группе имеются: числовые фризы, счетный материал, развивающие игры, различные мерки. Прекрасным дополнением к этому материалу являются геометрические конструкторы, мозаики, головоломки, учебные приборы: весы разных типов, счеты, мерные кружки, часы - конструкторы.
В связи с этим я пересмотрела и свой перспективный план работы по РЭМП и составила его на основе вышеизложенного содержания. Добавила в него игры на развитие логического мышления, творческого воображения, элементы ТРИЗа. Таким образом, перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений предусматривает ориентировку детей в количественных, пространственно - временных соотношений предметов, явлений, событий окружающего мира. Это создает возможность для овладения детьми умениями сравнивать, классифицировать, считать, измерять, самостоятельно обнаруживать закономерность, замечать изменения предметов по количеству, величине, свойствам.
Учитывая, с одной стороны, особенности усвоения знаний дошкольниками, а с другой - особенности математических знаний, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления)
3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
5. Увеличение объема внимания, памяти.
6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом
Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, Ребенок выступает в роли исследователя, а воспитатель подводит детей к этому открытию, организуя и направляя их учебные действия. В ходе этой деятельности дети постигают знания о пространственных отношениях, которые лучше всего уточняются в играх по народным сказкам «Репка», «Теремок» о времени - через уточнение представлений о времени в связи с эмоциональными переживаниями детей, главным образом в беседе, в игре; о величине - через накопление опыта в процессии экскурсий, прогулок, через сравнения, измерение; о форме - через комбинирование, которое помогает ребенку выделять формы в окружающей обстановке, через интересные игры - лото, домино, парные картинки, в связи с аппликационными работами.
Для успешного развития умственных процессов я использую занимательный материал, который помогает активизировать мыслительные процессы детей при организации занятий и самостоятельной деятельности.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Одна из таких игр - «Танграм».
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации на три основные группы: развлечения, математические игры на развитие логического мышления и развивающие задачи (дидактические игры и упражнения).
Для формирования полноценных математических представлений, для развития познавательного интереса, логического мышления, творческого воображения у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Поэтому я использую жанр сказки, который позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремиться вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, использую для повышения эффективности развития, обучения.
Например, сказка «Стоит в поле теремок» объединяет сюжетом ряд проблемных ситуаций. Слушая увлекательную историю и переживая с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного творческого мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, а для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных заданий. Способности к творчеству у детей складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей, ребенок обязательно должен овладеть знаниями, умениями, навыками, формирующимися на предыдущих. Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необыкновенных свойств предметов.
Качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связывающие обычно в жизни образы предметов.
В связи с этим игры и занятия, направленные на развитие творческого воображения, способствуют формированию следующих умений и навыков:
• По памяти воспроизводить внешний вид и свойства предметов;
• Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
• Воспроизводить внешний вид предмета на основе его отдельной части;
• Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого -либо свойства;
• Находить действия противоположные по - значению (увеличивать-уменьшать, разрезать - соединять).
Поэтому в своей работе я использую задания на развитие творческого воображения, так как они допускают самые различные варианты решений. При проведении игр, особенно на первых этапах, положительно оцениваю все ответы, которые хоть в какой - нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка. Требования же к качеству ответов повышаю очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. В своей работе я провожу занятия с опорой на прикладной иллюстративный материал. Использую его для закрепления соответствующих тем или в качестве домашних заданий. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, постановка и решение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализации.
В каждое занятие включены физкультминутки, пальчиковые игры это позволяет переключить активность детей. Веселые стихи и считалки для физминуток разучиваем заранее, это активизирует их д. Часто использую считалки, пословицы, задачи в стихотворной форме.
Все занятия насыщены игровыми сюжетами. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижения уровня математического содержания, а просто в силу возрастных особенностей это помогает детям в усвоении математических знаний.
Одной из трудных задач для этого возраста является формирование навыка ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Но если это проходит во время драматизации сказки, например «Заячья избушка», где детям необходимо выручить зайца и наказать лису, то это получается легко и понятно.
Организация занятий способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятий подвижна и меняется в зависимости от поставленных задач.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Обязательно я предусматриваю индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении математических представлений, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с детьми, имеющими низкий уровень развития по ФЭМП, разделен на этапы, каждый из которых в сжатой форме охватывает основные вопросы математических представлений. Он составлен в виде дидактических упражнений и игр. Новый материал с этими детьми я объясняю до занятия, чтобы ребенок опережал, а не догонял сверстников. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что то новое, исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий, сравнивать результаты ребенка с его собственными, а не с результатами других детей.
Особое внимание уделяю неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, я помогаю им понять свою ошибку, и подвожу к поиску нового способа. Прежде всего, поощряю познавательную активность ребенка.
Работа по проблеме включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности : игра, рисование, лепка и т. д. … Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, спрашиваю у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире, чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т. д.
Приобщать ребенка к игровому взаимодействию с целью обогащения
математических представлений помогает «Математическая игротека». Один раз в неделю в вечернее время объявляю день открытых дверей в игротеке, на который приглашаются 2-3 родителя. Им предоставляется возможность
принять участие в играх в роли равноправного партнера, познакомиться с
достижениями детей, увидеть особенности учебно - игрового общения с ними.
Обновление «Игротеки» происходит благодаря традиции «Игры в гости к нам» : каждый четверг кто- то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие в свободное время могут поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу. Так каждому ребенку предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает у него эмоционально значимые переживания.
«Игротека» выходит и за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция- «Игра напрокат». Дети по очереди в пятницу берут домой на выходные по одной игре из «Математической игротеки», а в понедельник их возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность поиграть с близкими, объяснить им правила, отремонтировать при необходимости игровой материал. А во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а также налаживается непринужденное общение с родителями.
Вот мы и подошли еще к одному направлению, без которого вся проводимая работа не принесла бы результата, это работа с родителями. Ей я отважу очень важное значение. Разработан план работы с родителями, где запланированы и проводятся родительские собрания, консультации, используется наглядная информация. Особое место я отважу практическим формам работы, так мною проводятся практические консультации для родителей, одна из них - «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», родительские собрания в форме круглого стола, дискуссии и многое другое.
Большое значение я уделяю самообразованию. Все педагогические новинки изучаю и помещаю в индивидуальную картотеку, которую веду не только по основному направлению своей работы, но по всем требованиям ФГОС это мне помогает в практической работе. Также я делюсь своим опытом с коллегами в детском саду это - открытые занятия, семинары-практикумы, консультации.
Результаты работы видны, но не хочется останавливаться на достигнутом. Проводимая работа по развитию логического мышления и творческого воображения - это начало большого дела.