Лучший педагог года

Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»

Светлана Гусева
Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»

В своей работе по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я ставила следующие цели: формирование у детей начала экологической культуры, воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Публикация «Методическая разработка „Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах

Для достижения положительных результатов работы ставились следующие задачи:

1. Создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализация новых представлений об универсальности и самоценности природы.

2. Показать родителям необходимость воспитание у детей экологической культуры, используя личный пример.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).

У старших дошкольников достаточно богатый опыт, багаж знаний, умений и навыков, поэтому работа была направлена на расширение, уточнение и конкретизацию представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса; об условиях жизни комнатных растений, об изменениях в жизни животных и растений в зависимости от сезонных изменений, происходящих в окружающей среде, закрепление умений правильно вести себя в природе (в природе нет ничего лишнего).

Для этого я использовала разные формы организации, методы (наглядные, практические, словесные) и приемы.

Мы много читаем с детьми художественной литературы природоведческого содержания В. Бианки, М. Пришвина Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Н. Павловой, С. Соколова-Микитова, А. Лонгинова и других писателей, их произведений которых мы узнаем много интересных фактов из жизни животных и растений. Также знакомимся и учим стихотворения поэтов о природе, таких как А. Пушкин, А. Блок, А. Твардовский, Ф. Тютчев и др.

Для умственного развития детей очень эффективно использование речевых логических задач, которые помогают поддерживать интерес детей к природе, развивают у них умение наблюдать, замечать происходящие изменения, развивают логическое мышление и речь детей.

Материал для составления задач легко найти в книгах писателей-натуралистов о природе. Используем в работе загадки, разгадываем их и учимся придумывать загадки самостоятельно, выделяя характерные признаки предметов и явлений.

Также проводим беседы, словесные игры («Да-нет», «Угадай, что где растет», «Когда это бывает»).

Рассматриваем репродукции картин, различные иллюстрации о временах года, о животных и растениях, о сезонном сельскохозяйственном труде людей.

Используем в работе наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в процессе опытов (за водой, песком, глиной, за условиями, необходимыми растениям и животным).

В группе имеется аквариум как экосистема водоема в миниатюре. Здесь мы можем наблюдать, как ведут себя жители водной стихии.

Календарь природы помогает нам выделять обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений.

Для того чтобы детям было легче находить существенные признаки, связи и отношения в окружающем природе, мы используем схемы.

В старшем дошкольном возрасте используется дежурство в уголке природы, в результате которого дети учатся самостоятельно определять необходимость того или иного труда. В теплое время года дети трудятся на огороде и в цветнике.

Для систематизации знаний у детей об окружающем мире мы используем разные виды игр ( подвижные: «Волк и овцы», «Гуси-гуси», «Коршун и наседка», «Белочка - на дереве, собачка - на земле»; дидактические: «Кто где живёт», «Что где растет», «Что сначала, что потом», «Четвертый - лишний», «Чей клюв», «Найди листья плодов», «Кто живет одной семьёй», «Собери картинку» и др.)

В результате проделанной работы по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» у детей формируется не только система знаний, умений, навыков об объектах окружающей природы. Они также учатся переживать, сочувствовать, осмысливают свои поступки, бережно относятся к окружающему нас растительному и животному миру. Дети с удовольствием принимают участие в играх, в трудовой, опытнической деятельности, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности (в рисунках, аппликации, лепке, на занятиях по ручному труду, в самостоятельной деятельности, замечают и радуются «чудесам» окружающего нас мира (радуга, снег, туман, появление первого листочка, превращение гусеницы в бабочку и т. д.).

Добиться высоких результатов сформированности экологической культуры дошкольников можно лишь тогда, когда будет создана обогащенная развивающая предметная среда. Организация разных видов деятельности в этой среде пробуждают инициативу, стимулирует творческую активность детей. И все же главными условиями следует считать духовность взрослых и реальные её проявления во взаимоотношениях с окружающем миром.

Список литературы:

1. Аветисян Л. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание, 1982, № 10.

2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, М. «Просвещение», 1978, 103 с.

3. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1971, 192 с.

4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. 1973.

5. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. Л. 1976.

6. Грецова В. Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе. / Сб. : Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., Уч

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение экологического воспитания в интеллектуальном развитии детей» Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: - развитие экологических представлений, знаний.

Методическая разработка деловой игры для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей» Пояснительная записка Номинация - «Речевое развитие». Цель игры: повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о развитии речи.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей второй Пояснительная записка Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте.

НОД по чтению художественной литературы «В гостях у сказки «Колобок» для детей с умственной отсталостью легкой степени Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа)Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посадка семян для рассады» (подготовительная группа) Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Организация трудовой деятельности (посев семян) с последующем.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами.

Методическая разработка проекта «Птицы — наши друзья» для детей 4–5 лет Методическая разработка проекта на тему «Птицы – наши друзья» для детей 4-5 лет Актуальность проекта: Мир, в котором мы живем, становится.

Научно-практическая работа Окружная научно- практическая конференция младших школьников «Я познаю мир» Секция «Здоровый образ жизни» Мои секреты здоровья Выполнил:.

Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания Опыт работы по речевому развитию детей через экологическое познание мира в старшей логопедической группе «Радуга» (апрель 2014г.) восп-ли:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 13:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД