Светлана Гусева
Методическая разработка «Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» я ставила следующие цели: формирование у детей начала экологической культуры, воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Публикация «Методическая разработка „Практическая работа по ознакомлению детей в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Для достижения положительных результатов работы ставились следующие задачи:
1. Создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализация новых представлений об универсальности и самоценности природы.
2. Показать родителям необходимость воспитание у детей экологической культуры, используя личный пример.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
У старших дошкольников достаточно богатый опыт, багаж знаний, умений и навыков, поэтому работа была направлена на расширение, уточнение и конкретизацию представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса; об условиях жизни комнатных растений, об изменениях в жизни животных и растений в зависимости от сезонных изменений, происходящих в окружающей среде, закрепление умений правильно вести себя в природе (в природе нет ничего лишнего).
Для этого я использовала разные формы организации, методы (наглядные, практические, словесные) и приемы.
Мы много читаем с детьми художественной литературы природоведческого содержания В. Бианки, М. Пришвина Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Н. Павловой, С. Соколова-Микитова, А. Лонгинова и других писателей, их произведений которых мы узнаем много интересных фактов из жизни животных и растений. Также знакомимся и учим стихотворения поэтов о природе, таких как А. Пушкин, А. Блок, А. Твардовский, Ф. Тютчев и др.
Для умственного развития детей очень эффективно использование речевых логических задач, которые помогают поддерживать интерес детей к природе, развивают у них умение наблюдать, замечать происходящие изменения, развивают логическое мышление и речь детей.
Материал для составления задач легко найти в книгах писателей-натуралистов о природе. Используем в работе загадки, разгадываем их и учимся придумывать загадки самостоятельно, выделяя характерные признаки предметов и явлений.
Также проводим беседы, словесные игры («Да-нет», «Угадай, что где растет», «Когда это бывает»).
Рассматриваем репродукции картин, различные иллюстрации о временах года, о животных и растениях, о сезонном сельскохозяйственном труде людей.
Используем в работе наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в процессе опытов (за водой, песком, глиной, за условиями, необходимыми растениям и животным).
В группе имеется аквариум как экосистема водоема в миниатюре. Здесь мы можем наблюдать, как ведут себя жители водной стихии.
Календарь природы помогает нам выделять обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений.
Для того чтобы детям было легче находить существенные признаки, связи и отношения в окружающем природе, мы используем схемы.
В старшем дошкольном возрасте используется дежурство в уголке природы, в результате которого дети учатся самостоятельно определять необходимость того или иного труда. В теплое время года дети трудятся на огороде и в цветнике.
Для систематизации знаний у детей об окружающем мире мы используем разные виды игр ( подвижные: «Волк и овцы», «Гуси-гуси», «Коршун и наседка», «Белочка - на дереве, собачка - на земле»; дидактические: «Кто где живёт», «Что где растет», «Что сначала, что потом», «Четвертый - лишний», «Чей клюв», «Найди листья плодов», «Кто живет одной семьёй», «Собери картинку» и др.)
В результате проделанной работы по «Ознакомлению с окружающим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» у детей формируется не только система знаний, умений, навыков об объектах окружающей природы. Они также учатся переживать, сочувствовать, осмысливают свои поступки, бережно относятся к окружающему нас растительному и животному миру. Дети с удовольствием принимают участие в играх, в трудовой, опытнической деятельности, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности (в рисунках, аппликации, лепке, на занятиях по ручному труду, в самостоятельной деятельности, замечают и радуются «чудесам» окружающего нас мира (радуга, снег, туман, появление первого листочка, превращение гусеницы в бабочку и т. д.).
Добиться высоких результатов сформированности экологической культуры дошкольников можно лишь тогда, когда будет создана обогащенная развивающая предметная среда. Организация разных видов деятельности в этой среде пробуждают инициативу, стимулирует творческую активность детей. И все же главными условиями следует считать духовность взрослых и реальные её проявления во взаимоотношениях с окружающем миром.
Список литературы:
1. Аветисян Л. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы. // Дошкольное воспитание, 1982, № 10.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, М. «Просвещение», 1978, 103 с.
3. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1971, 192 с.
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. 1973.
5. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. Л. 1976.
6. Грецова В. Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе. / Сб. : Вопросы нравственного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., Уч